Американский «лебедь» с российскими крыльями: подробности запуска корабля Cygnus
 /  Официальный сайт НАСА

Космический грузовик («Лебедь») благополучно отделился от американской ракеты Аntares, которая 17 октября стартовала к МКС впервые после неудачного запуска 2014 года. Ракета-носитель первой ступени оснащена замечательно показавшими себя российскими двигателями РД-181 химкинского НПО «Энергомаш».

Американский «лебедь» с российскими крыльями: подробности пуска корабля Cygnus
Космический корабль Cygnus везет к МКС 2300 килограммов груза

Надежные российские двигатели РД-181

Запуск космического грузовика Cygnus («Лебедь») осуществила 17 октября частная американская компания Orbital ATK. Беспилотный космический корабль состоит из двух отсеков – приборного и грузового – и везет к МКС 2300 килограммов груза.

В ракете-носителе первой ступени установлены два двигателя РД-181 производства подмосковного НПО «Энергомаш». За ближайшие два года российское предприятие, согласно контракту, поставит американской Orbital ATK еще 14 таких двигателей, нареканий к их работе у коллег из США нет.

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев, российские РД-181 зарекомендовали себя как двигатели высочайшего качества. Кроме того, они существенно дешевле американских аналогов, поэтому США заинтересованы и в дальнейшем плотном взаимодействии с «Энергомашем».

«Преимущества российских двигателей РД-181, которые мы экспортируем в США, состоят в том, что они технически очень качественные, их эффективность приближается к 100% для своего класса. Они надежные и, помимо этого, дешевле американских аналогов. Относительная дешевизна связана с тем, что в их цену не заложена стоимость разработки, основная часть которой проводилась во времена СССР, позднее двигатели были доработаны. Кроме того, на итоговой цене сказывается невысокий уровень оплаты труда в России», – говорит Иван Моисеев.

Сборная специфика космического рынка

Кроме США и России к запуску грузовика Cygnus приложили руку и украинские производители космического оборудования. По сообщениям украинских средств массовой информации, в создании ракеты принимали участие местные КБ «Южное», «Южный машиностроительный завод им. Макарова» в Днепре, «Хартрон-АРКОС» в Харькове и другие. В частности, «Южмаш» произвел для космического грузовика одну из ступеней.

«В данном случае это чистая экономика. Orbital ATK – это частная американская фирма. Поэтому ничего политического в украинском участии нет. Просто «Южмаш» – действительно мощное предприятие. Да, у него есть  проблемы, но их просто надо решать. Ракета Cygnus сборная – это специфика космического рынка. Двигатели наши, одна из ступеней – украинская, сборка – американская», – отмечает Иван Моисеев.

Тем не менее, украинское руководство уже строит далеко идущие планы о том, как Украина перетянет на себя часть якобы освобожденного Россией мирового космического рынка. Однако восторги украинских политиков преждевременны, учитывая неоднозначное состояние местного космического гиганта – «Южмаша», – полагают эксперты. В последние несколько лет предприятие испытывает экономические трудности и дефицит загрузки своих мощностей.