Ученые рассказали, чем опасны "трещины" в магнитном щите Земли

Нью-Дели, Индия, 03.11.16 - 12:55

Индийским физикам удалось проследить за тем, как магнитный щит Земли, который защищает людей от вспышек на Солнце и космических лучей, "трескается" и пропускает через себя лучи. Об этом сообщается в материале, опубликованном в журнале Physical Review Letters.

Ученые рассказали, чем опасны "трещины" в магнитном щите Земли
Вспышки на Солнце могут повредить магнитный щит Земли

Отмечается, что Земля имеет собственное магнитное поле. Оно образуется в результате движения жидких потоков металлов в ее ядре. Это поле является "щитом", который защищает человечество от солнечного ветра и выбросов корональной массы на Солнце.

Следами его существования являются так называемые пояса ван Аллена — две области на высотах около 6 тысяч и 60  тысяч километров от поверхности Земли, где находятся большое количество протонов и электронов высоких энергий, "пойманных" магнитным полем Земли и движущихся в своеобразной магнитной ловушке. Именно благодаря им люди наблюдают полярные сияния и имеют радиопомехи.

Индийский телескоп GRAPES-3 раскрыл необычные "разрывы" в этих защитных поясах, наблюдая за последствиями вспышки на Солнце в конце июня 2015 года. Облако горячей плазмы с Солнца заставило магнитосферу Земли сжаться почти в три раза. Это привело к повышенной концентрации моюнов.

Используя данные, собранные при помощи телескопа, ученые построили компьютерную модель магнитного щита Земли. С помощью модели они попытались выяснить, что могло вызвать такую масштабную вспышку в интенсивности космических лучей. В результате было установлено, что причиной этого могли стать далекие взрывы сверхновых звезд. А сама Земля здесь не при чем.

Ученые считают, что столкновение коронального выброса с магнитосферой привело к тому, что она, говоря образно, "потрескалась" – в ней возникли своеобразные дыры в результате столкновений линий магнитного поля друг с другом, их пересоединения и взрывообразного выделения энергии.

В результате космические лучи в течение двух часов могли проникать на Землю через эти "трещины". Но после этого они "затянулись". Ученые уверены, что подобную возможность (возникновения трещины) следует учитывать при отправке спутников на орбиту Земли, так как трещины могут вывести их из строя.