Сквозь льды и время. Росатомфлоту исполняется 55 лет

 
Мурманск, 29.11.14 - 16:19
В Мурманске празднуют 55-летие российского атомного флота

XXI век бросает атомному флоту новые вызовы - Арктика является одним из основных векторов развития промышленности России

Сегодня, 29 ноября, в Мурманске начались праздничные мероприятия, посвященные 55-летию российского атомного флота. 3 декабря 1959 года «Ленин», первый в мире атомный ледокол, был официально включен в состав флота СССР. Основной целью корабля было обеспечение судоходства по Северному морскому пути, который связывает европейскую часть России и Дальний Восток.

В настоящее время атомные ледоколы есть только у России. За всю мировую историю было создано только 10 таких кораблей, все спроектированы в Советском Союзе и Российской Федерации. Основным исполнителем работ по созданию атомных ледоколов был Санкт-Петербург, а именно Адмиралтейские верфи и Балтийский завод. На рубеже 1980-х и 1990-х два судна – мелкоосадочные ледоколы «Вайгач» и «Таймыр» - создавались в Финляндии на мощностях компании Wärtsilä, однако атомные энергетические установки также разрабатывал ленинградский Балтийский завод.

Сегодня в состав ФГУП «Росатомфлот» входит семь атомных ледоколов, которые обеспечивают судоходство в суровых водах Арктики. Часть кораблей прикреплены к порту города Мурманск, а другая часть – к портам Дальневосточного морского пароходства. Обслуживание Северного морского пути и развитие сегмента атомных ледоколов в последнее время актуализируются в связи с вектором правительства и энергетических ведомств на освоение Арктики, потенциально богатой запасами углеводородов.

Он был первым

История атомного флота РФ шла параллельно развитию советского и российского мирного атома. А началось все в 1953 году, когда Совет Министров СССР поручил предприятиям судостроительной и атомной отрасли разработать проект нового ледокола, использующего атомное топливо и способного длительное время пребывать в море в автономном режиме без дозаправки. Разработка «Ленина» в силу исключительной важности велась на протяжении почти трех лет. В ней приняли участие более трех сотен НИИ и предприятий Союза, но непосредственным исполнителем был судостроительный завод имени А. Марти – такое название в советские годы носили Адмиралтейские верфи.

Строили «Ленин» под открытым небом, поскольку не было цеха, способного вместить этот огромный корабль (водоизмещение без балласта 16 тыс тонн, габариты – 134/27,6/16,1 м). Работы в Ленинграде велись полтора года – начались 25 августа 1956 года, а завершились 5 декабря 1957 года. Особого внимания заслуживает спуск «Ленина» на воду – оценить достижение советской науки и промышленности были приглашены вице-президент Соединенных Штатов Ричард Никсон и британский премьер Гарольд Макмиллан. Мирный атом должен быть мирным во всем!

На протяжении долгих двух лет атомный ледокол проходил испытания и обкатку, и только 3 декабря 1959 года «Ленин» под командованием Павла Пономарева был официально включен в состав флота СССР. Ледокол оказался поистине уникальной машиной, безупречно отработав 30 лет, внеся огромный вклад в освоение Арктики и посрамив скептиков, которые не верили в мирный атом и ждали, когда случится первый несчастный случай. Не дождались – за годы службы «Ленина» никто из его экипажа и пассажиров не пострадал.

«Арктика» для Арктики

Конечно, атомный ледокол «Ленин» был пионером и вошел в историю мирового судостроения и атомной энергетики, но время шло, и ледокольный флот нужно было расширять новыми кораблями. Для этого еще с конца 1950-х годов советские ученые разрабатывали проект атомных ледоколов следующего поколения, которое получило предсказуемое название «Арктика». Именно эти корабли стали основой того атомного флота, который есть у России сегодня. Всего за 34 года – с 1959 по 1993 год – в СССР было построено шесть ледоколов такого типа.

Масштаб разработок и конструирования «Арктики» был даже более широким, чем создание «Ленина» - в той или иной степени в проекте участвовали 350 предприятий и структур. Ключевыми исполнителями были Балтийский завод в Ленинграде (строительство) и ОКБМ имени И.И. Африкантова (ядерный реактор ОК-900). Итогом работ стало появление судна с поразительной степенью универсализма – в связи с возросшей в 1960-е годы напряженностью конструкторы даже оставили возможность переоборудования «Арктики» в боевой крейсер.

«Арктика» и ее младшие родственники участвовали в большом количестве научно-исследовательских экспедиций. Главным активом головного судна стало первое в истории достижение Северного полюса в надводном положении – в 1977 году «Арктика» прошла сквозь тысячи километров многолетних льдов и доставила на полюс более 200 советских ученых-специалистов. Ее последователи – ледоколы «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы» - достигали полюса десятки раз, рекордсменом является последний, в 2013 году отметивший сотое достижение. Кстати, с развитием проекта его основная цель – обеспечение судоходства в северных водах – стала разбавляться арктическим туризмом.

На север!

После «Арктики» в конце 1980-х годов появились легкие ледоколы, которые использовали только один атомный реактор вместо двух, как это делалось ранее. Именно этот класс кораблей, названный «Таймыр», и строился в Финляндии. Работу суда выполняли привычную, но – на реках и каналах. Однако после распада СССР атомный флот долгое время не мог прийти в себя от резкого перехода к рыночной экономике – в частности, не у дел оказался атомный лихтеровоз «Севморпуть», поскольку многие компании обзавелись своими судами.

Но время не стоит на месте, и первые десятилетия XXI века подготовили для Росатомфлота новые вызовы и задачи. Дело в том, что в последние годы Арктика является одним из приоритетов ведущих добытчиков углеводородов. В настоящее время исследовательские организации проводят интенсивную разведку потенциальных запасов Арктической зоны. А для того, чтобы пробраться сквозь льды, государству и компаниям потребуются все мощности атомного ледокольного флота. Это, в частности, утверждает глава Росатомфлота Вячеслав Рукша.

Тем временем на подходе и новые поколения атомных ледоколов – ЛК-110Я и менее мощные ЛК-60Я. Расшифровываются эти аббревиатуры как «ледокол мощностью 60/110 МВт с ядерной установкой». Задачи у судов остаются прежними – обеспечивать судоходство во льдах Арктики сквозь Северный Ледовитый океан и, как в случае с ЛК-60Я, по сибирским рекам. Энергозатратность новых кораблей будет значительно меньше, чем у «Арктики» и «Таймыра», что позволит заглянуть в северные широты еще дальше.

Григорий Егоров


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх