"Две вечные проблемы" в России начали решать с дорог

 
Москва, 21.11.16 - 18:29

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, признавший, что в России периодически исчезают дороги, заявил, что с этим неприятным явлением будут обязательно бороться. А ранее «Автодор» сообщил: в 2017 году на ремонт старых и строительство новых дорог из Дорожного фонда будет потрачено 494 миллиарда рублей.

«Две вечные проблемы РФ» начали решать с дорог
Дмитрий Медведев признал, что в России
весной и осенью нередко исчезают дороги  

Большая часть озвученной суммы уйдет на благоустройство федеральных трасс - 375 миллиардов рублей (260 миллиардов на ремонт, плюс - 115 миллиардов на реконструкцию и прокладку новых). Дорожники признают – в последние годы государство выделяет на дорожную проблему большие, даже невиданные никогда прежде деньги. Но до момента, когда нашу страну можно будет признать хотя бы относительно связанной дорогами, все равно еще очень и очень далеко.  

Дорожная сеть 1912-го

Говорить - мол, «в России две вечные проблемы – дураки и дороги», давно стало общим местом. Причем, вторая проблема в последнее время очень сильно обнажилась. По данным автоэкспертов, за последние 25 лет автопарк России увеличился вшестеро, а дорожная сеть – лишь на несколько процентов. Протяженность дорог росла только в агломерациях вроде Сочи, Петербурга и Москвы, а в остальной России она фактически сохранилась по состоянию на… 1912-й год.

Глядя на стремительно ухудшающуюся ситуацию на дорогах, власти в какой-то момент поняли – если не начать создание в РФ обширной сети современных скоростных дорог, а не «звёздочек», замкнутых на Москву и другие крупные города, в стране наступит коллапс. Поэтому в последние семь-восемь лет в большинстве российских городов-миллионников дороги стали очень приличного качества, вовсю строятся новые транспортные развязки и объездные магистрали.

Более того - в самой что ни на есть российской «глубинке» прокладываются новые трассы. По планам Росавтодора, уже в этом году в России будет построено 213 километров новых дорог федерального значения. В целом за последние годы на счету ведомства – сразу несколько крупных завершенных региональных проектов: подъездная дорога к Мурманску, расширение до четырех полос большого участка трассы «Россия» в районе Торжка, реконструкция основного участка трассы «Лена» в Якутии и т.д.

При этом государство продолжает вкладываться в дороги, даже несмотря на перманентную рецессию в экономике и продление санкций со стороны Запада. Например, федеральная космическая программа на 2016–2025 годы составляет 1,4 триллиона рублей, по 140 миллиардов ежегодно, на дороги выделено в 3,5 раза больше. Значит, хорошие дороги сегодня намного нужнее России, чем даже освоение космоса.  

Нужно учесть и еще один фактор – в прокладке дорог важна не только цель, но, как говорится, сам процесс. Ведь дорожная отрасль играет ключевую роль в любой современной экономике. Она обеспечивает занятость сотням тысяч человек (а с учетом смежных отраслей – миллионам работников), загружает предприятия по выпуску материалов для дорожного строительства, по производству спецтехники, стимулирует развитие технологий и т.д.

Кстати, если верить данным Росавтодора, в последнее время дорожники стали более экономными. За последние три года Росавтодор на 40 процентов увеличил километраж вводимых в строй федеральных трасс по сравнению с периодом 2010-2012 годов - 1436 километров против 863 километров. При том, что финансирование этого направления увеличилось всего на 5,5 процента. Впрочем, отнюдь не федеральные трассы – при всей их стратегической важности – составляют основу (и главную проблему) дорожной сети в РФ.

Трудности регионов

Если большинство федеральных трасс российским дорожникам в последние годы все же удалось привести в приличное состояние, то качество многих региональных дорог все еще оставляет желать лучшего.

«Две вечные проблемы РФ» начали решать с дорог
До момента, когда Россию можно будет назвать «страной,
связанной современными дорогами», остается несколько десятилетий

- Как правило, свои «дорожные» деньги регионы РФ тратят на другие цели. Поэтому, в отличие от федеральных трасс, многие региональные и муниципальные дороги находятся в плачевном состоянии. Даже в Росавтодоре признают: проблемы региональной дорожной сети решаются крайне медленно. Одна из причин - в том, что власти регионов используют дорожные фонды как «загашник», из которого всегда можно взять средства на другие цели, - еще весной констатировал президент Владимир Путин.

По данным Минтранса, в состоянии, отвечающем принятым в РФ нормативам, летом 2016-го находилось лишь около трети региональных и муниципальных трасс. Бюджеты небогатых регионов (а таковых в РФ – 80 процентов) просто не позволяют им самостоятельно финансировать масштабные и капиталоемкие проекты. Кроме того, дело ещё и в несущей способности наших дорог. Большинство из них рассчитано на 6-тонную осевую нагрузку, но вес тысяч современных груженых фур превышает этот норматив в разы, поэтому даже на хорошо уложенном асфальте очень быстро образуются колеи. Недаром в СССР некоторые виды грузов -  например, щебень - запрещалось перевозить по автодорогам, а только речным или железнодорожным транспортом. Сейчас же на грузовиках у нас возят практически все – и вполне естественно, что дороги разбиты.  

Во многом поэтому подлатать местные дороги чиновники и решили за счет владельцев большегрузов. Средства, собранные системой «Платон» за проезд 12-тонников по федеральным трассам, будут направлены главным образом в региональные дорожные фонды. По данным Росавтодора, до конца года таким образом должны собрать более 20 миллиардов рублей.

В целом те средства, которые собирает система «Платон», обязаны расходоваться на конкретные, причем самые необходимые дорожные проекты. Так, летом-2016 правительство выделило из них 10,8 млрд рублей на неотложный ремонт региональных дорог и улично-дорожной сети городов. В результате сегодня восстановлено более тысячи километров дорог.

Еще 12 млрд руб. направили на строительство и ремонт мостов и путепроводов. На эти деньги в 2016-2017-м годах будут отремонтированы 24 аварийных моста в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Бурятии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской и Тамбовской областях, а также Алтайском и Краснодарском краях. Всего за 4 года в регионах на «платоновские» деньги рассчитывают  построить 7 новых мостов.

Кроме того, Минтранс разработал изменения в Бюджетный кодекс, которые обяжут власти регионов передавать дорожные платежи и штрафы за нарушение ПДД в местные дорожные фонды. Предлагается передать 10 видов платежей напрямую в местные Дорфонды, что позволит регионам получить дополнительные 120 млрд рублей на строительство дорог. А также будет способствовать удвоению строительства и реконструкции автодорог регионального значения, рассчитывают в Минтрансе.

«Две вечные проблемы РФ» начали решать с дорог
Федеральные трассы дорожникам удалось привести в приличное состояние,
а качество многих региональных дорог оставляет желать лучшего

Когда Россия станет «страной дорог»

Тем не менее, эксперты уверены – до момента, когда Россию можно будет назвать «страной, связанной современными дорогами», остается еще несколько десятилетий. 

По сути, главная задача руководства сейчас – создать надежную и долговечную сеть автотрасс между «точками роста» и главными экономическими центрами РФ, а также надежный «грузовой мост» между Юго-Восточной Азией и Европой.

Понятно, что для того, чтобы выполнить эту задачу, предстоит титанический многолетний труд. Тем не менее, как признают эксперты, в последние 8-10 лет для развития дорожной системы в РФ было сделано очень много – совершенствуются технологии прокладки трасс, системы госконтроля за выполнением этих работ, появляются инновационные дорожные материалы и т.д. В свою очередь, россияне постепенно привыкают ездить по хорошим дорогам и не удивляются, встретив их даже в относительной «глухомани». Главной дорожной державе мира, Америке, понадобилось немногим более 30 лет для того, чтобы стать идеально «связанной» страной. Россия же, при сохранении нынешних темпов развития дорожной сети, должна справиться с этой проблемой значительно быстрее.  

Справка ФБА "Экономика сегодня":   

12 лет – таков межремонтный срок эксплуатации дорог (по новым нормативам).

479 км новых дорог «Росавтодор» вводит в эксплуатацию ежегодно.

90 млрд рублей выделено на строительство федеральных дорог в 2016-м году.

1 млн 479 тысяч км - общая протяженность всех дорог в России (из них 51 тыс. км - федеральные трассы,  516 тыс. км - региональные и 912 тыс. км - муниципальные дороги).

Иван Денежкин


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх