Москва, 23.11.16 - 15:48

Роскосмос и РАН объединят усилия в создании эффективной системы отслеживания астероидов и космического мусора.

Космический щит России позволит предотвратить региональную катастрофу
Реальную угрозу могут представлять космические
объекты от 100 до 150 метров

Россия создает систему отслеживания астероидов

В ближайшие два года ученые разработают пилотный проект системы. Специалисты предложат варианты совершенствования систем обнаружения и слежения за астероидами, кометами и околоземным космическим мусором, рассказал журналистам директор Института астрономии РАН Борис Шустов. По его словам, создание общенациональной структуры позволит России стать полноправным участником Международной сети предупреждения об астероидной опасности.

Ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штенберга Сергей Попов считает вероятность того, что в ближайшее время произойдет какая-то глобальная катастрофа не просто маленькой, а равной нулю. «Все крупные объекты мы знаем и умеем отслеживать. Технологию изменения траектории астероидов интересно обсуждать и когда-то теоретически данное знание человечеству может понадобиться, но вряд ли в ближайшие сотни лет», - считает ученый.

Но реальную угрозу могут представлять объекты от 100 до 150 метров, способные вызвать региональную катастрофу. После падения Челябинского метеорита люди себе более-менее представляют, что означает падение небольшого астероида. Если бы тот метеорит был  в два  раза больше, то есть около 30 метров в диаметре, то жертвы уже имелись бы и многочисленные.

Чтобы выявить сотни тысяч таких объектов по всему доступному небу, нужны специальные инструменты, прежде всего широугольные линзы и достаточно крупные. Они помогут обнаруживать космические тела небольшого размера на достаточно отдаленном расстоянии, считает Шустов.

«Представьте себе самое большое здание, которые вы видели в жизни, целиком каменным, без пустоты внутри. А теперь подумайте, что вы можете ему противопоставить, если оно несется на вас с невероятной скоростью? В общем-то ничего. Узнав заранее о таком событии можно даже не пытаться с ним бороться, нужно начинать эвакуировать людей», - уверен Попов.

Космический щит России позволит предотвратить региональную катастрофу
Роскосмос и РАН объединят усилия в создании эффективной системы
отслеживания астероидов и космического мусора

Оружие для борьбы с астероидами

И все-таки некоторые ученые видят практический смысл в создании масштабной структуры по предупреждению космических угроз. Специалист по орбитам астероидов Денис Денисенко отмечает, что достаточно крупные астероиды все же способны незаметно подкрасться к Земле и ударить.

«Причем в восточном полушарии такое развитие событий представляется более вероятным. Астероиды, которые летят по орбите  вокруг Солнца, с его стороны не могут быть замечены на подлете, поскольку никакие наземные телескопы не смотрят ближе 30 градусов от Солнца. Космические объекты от 100 до 150 метров в отличии от километровых нами еще плохо изучены. Мы познакомимся со всеми объектами этого класса в течение десяти лет», - считает астроном.

Что касается средств защиты от астероидов, то на этом пути человечество только начинает делать первые шаги. Первые испытания оружия для борьбы с астероидами, к примеру, назначены на 2022 год, и они пройдут  на расстоянии 11 миллионов километров от Земли. Под прицелом окажется как раз 150-метровое небесное тело, являющееся спутником другого более крупного астероида Дидим.

Андрей Петров