В последние несколько лет американские нефтегазовые компании сделали огромный рывок. В 2013 году добыча нефти в США, по сравнению с 2008 годом, выросла почти на 50%. Это стало самым высоким показателем для страны за несколько десятилетий.
Однако сланцевая нефть – удовольствие не из дешевых. С учетом всех издержек многие месторождения работают на грани рентабельности и даже легкая корректировка котировок рискует сделать их неэффективными. Огромную роль здесь играет и конкуренция с ОПЕК. Это наглядно проиллюстрировал прошедший саммит.
Со встречей стран-участниц ОПЕК, связывали большие надежды все игроки на нефтяном рынке. Дело в том, что цена на топливо начала резко падать, и чтобы стабилизировать ситуацию, необходимо было сократить добычу.
Однако переговоры не помогли. Саудовская Аравия отказалась снижать добычу топлива. Министр нефти Али Аль Наими прокомментировал, что рынок сам сможет стабилизироваться, без вмешательства. В итоге прогнозы экспертов оправдались, ОПЕК приняла решение, которое было выгодно Саудовской Аравии. В этом случае не помогли ни переговоры с заинтересованной Россией, чья экономика переживает не лучшие времена, ни с Мексикой.
С чем же связана выгода для Саудовской Аравии? Эксперты полагают, что в основном с желанием обвалить сланцевую добычу США.
По словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, на данный момент между Америкой и Саудовской Аравией идет усиленное противостояние. Эл-Рияд единственный главный спонсор Египта. Саудовская Аравия жестко противостоит американским интересам на территории Эфиопии.
Позицию Саудовской Аравии поясняет бывший вице-президент компании Saudi Aramco по нефтеразведке Садад аль-Хусейни. По его словам, введенные квоты увеличили бы цены на нефть. Но при таком раскладе Америка бы не остановила разработку сланцевой нефти. А в чем тогда смысл для ОПЕК субсидировать добычу дорогой нефти, убирая с рынка более дешевую?
Еще до саммита, многие эксперты и политики отмечали, что в ОПЕК согласия нет. Каждая страна пытается реализовать свою выгоду, вот только не каждая имеет такое же влияние, как Саудовская Аравия.
На пресс-конференции в Вене по итогам саммита генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри заявил прямо, что для организации падение цен имеет принципиальное значение. Это делается для получения реакции рынка.
Недавно в интервью глава «Роснефти» Игорь Сечин предположил, что нефтяной рынок стоит на пороге большого передела. По его мнению, к этому порогу страны подошли из-за добычи сланцевой нефти США и, безусловно, Америка не будет спокойно смотреть на нынешнее положение дел, вопрос лишь в рычагах влияния.
Все-таки поколебать устойчивую позицию Саудовской Аравии сложно. Даже, несмотря на то, что Америка имеет огромное влияние в мире, кажется, что и у нее не так много путей лавирования.
Сечин предположил, что в сложившейся ситуации Россия вполне могла бы стать союзником США, однако, при украинском кризисе, об этом не может быть и речи.
Задолго до саммита высказывались предположения, в основном российскими политиками, о том, что Саудовская Аравия как раз наоборот сотрудничает с США против России.
В сложившейся ситуации, предположения экспертов о том, кто для кого является союзником или кто против кого договорился, являются скорее гаданием на кофейной гущи.
Пожалуй, на данный момент самый главный вопрос – насколько низко упадут цены на нефть и что со всем этим делать странам, чья экономика зависима от черного золота.
Полина Богданова