Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок

4:00  09 Января 2017
1 119
Москва
Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок

О положении дел в отрасли, новых проектах, инновациях и перспективных разработках ФБА «Экономика сегодня» рассказал  Дмитрий Колодяжный, вице-президент по техническому развитию Объединенной судостроительной корпорации.

- Дмитрий Юрьевич, с какими результатами завершило 2016 год гражданское судостроение?

- Можно с уверенностью отметить, что объем сдачи судов, как в количественном отношении, так и по водоизмещению неуклонно возрастает – в 2016 году ОСК построила 14 и отремонтировала 4 гражданских судна, а в первой половине 2017 года планирует сдать в эксплуатацию еще 10. Сегодня предприятия, входящие в состав ОСК, выполняют заказы на строительство более 50-ти судов. Их номенклатура весьма обширна. В линейке заказов ледокол проекта ARC130, линейные дизельные ледоколы мощностью 25 МВт и 16МВт, стационарные платформы для добычи углеводородов, круизное судно класса река-море, суда снабжения для работ с плавучими полупогружными буровыми установками, танкеры проектов RST 27 и RST 25, судно на воздушной подушке СВП-50, пассажирское судно А45-2, буксиры и грузовые понтоны. Но, замечу, что те объемы, которые сейчас присутствуют в гражданском судостроении, нас не устраивают – они должны увеличиться в разы. Цель, о которой заявлял и президент ОСК Алексей Рахманов – наращивать объем производства. Так что для выполнения всех планов мы должны научиться пропускать через верфи корпорации около 2 миллионов тонн стали ежегодно.

- Что вы скажете о качестве продукции российского судостроения?

- Наши корабелы отлично умеют варить корпуса и делать надстройки, устанавливать различные механизмы. Однако сейчас вектор во всех областях транспортного машиностроения переходит в сторону цифровых технологий. Если раньше можно было любое гражданское судно назвать утрировано «корпусом с моторчиком», то сегодня, также утрировано, его можно назвать плавучим дата-центром, где одной из основных функций по созданию такого объекта является уже не только функция производства корпуса, но и функция интеграции различных систем: двигательных, навигационных, аварийно-спасательных и многих других. Если речь идет о военных кораблях, то к этой паре добавляется еще функция интеграции с системами вооружения. И в гражданское, и в военное судостроение широкими шагами входят сетевые цифровые технологии, технологии автоматизации принятия решений любого уровня. Это уже не завтрашний, это сегодняшний день судостроения.

- Инновационные технологии используете?

- Да, это один из наших векторов развития, заложенных в Технической политике ОСК. Этот документ укрепляет и дополняет конкурентные преимущества корпорации. Например, в технической политике заложена ключевая программа «100% цифра». Она вводит идеологию приоритета 3D-модели на всех этапах жизненного цикла – от проектирования, строительства и до утилизации судов. 3D-модель включает в себя определенный набор дополнительных данных.

- Каких?

- Это не только геометрия, но и объемный блок данных, который заменяет всем привычный чертеж и несет информацию о материале, технологии обработки и целый ряд других данных. Использование 3D-модели в единой информационной среде позволяет резко сократить затраты на подготовку производства, на проектирование и, таким образом, дает возможность повысить конкурентоспособность за счет гибкого подхода к проектированию и компоновке судов, которые мы, в свою очередь, можем оперативно предлагать клиенту. Сегодня внедрение 3D- технологий позволяет смоделировать процесс сборки виртуально, а в дальнейшем добиться высокой точности стыковки крупных насыщенных блоков с погрешностью не более миллиметра.

- Интересно узнать, появилась ли в российском судостроении обновленная информационно-справочная база или же пользуетесь справочниками времен СССР?

- Как раз сейчас ОСК оперативно создает единую информационную среду, в которой начинают общаться наши КБ и заводы. Она позволит законно обмениваться данными между дочерними  и зависимыми обществами. Второй проект, который создается в рамках этой программы – это проект нормативно-справочной информации. Он позволит всем в корпорации «разговаривать на одном языке». Будут созданы справочники оборудования, основных технологических процессов, справочник нормализованных изделий и так далее. Все они будут собраны на отдельном сервере и интегрированы с основными компьютерными системами, используемыми в корпорации.

- Разве раньше всего это не существовало?

- Да, конечно, это все есть, но в данном случае акцент я делаю на слове «единый». Исторически единства как такового не сложилось. Теперь же мы унифицируем все многообразие номенклатурных позиций, что даст в итоге снижение издержек.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Ледокол Polaris способен работать на сжиженном природном газе или дизельном топливе с низким содержанием серы

- Может ли корпорация подстраиваться под конкретного заказчика?

- Мы способны подбирать такие технические решения, которые будут полностью удовлетворять потребности заказчика, например, по пропульсивной системе. Для этого сейчас формируем оптимальный модельный ряд в этом направлении, состоящий из двигателя, редуктора или генератора и так далее. Затем, как из кубиков конструктора складываются уже заранее готовые, технически и экономически просчитанные предложения для потребителя, а он уже делает свой дальнейший выбор.

- Чем-то этот процесс похож на выбор автомобиля…

- Да, так и есть. Это своеобразный аналог автосалона, в который вы приходите покупать автомобиль, и вам предлагают не уникальный в своем роде двигатель, а пять готовых, проверенных модификаций. Аналогичная идеология будет закладываться и у нас. Проект «100% цифра» подразумевает определенную методологическую часть. Сейчас закладываются стандарты, требования к математическим моделям, к их созданию, передаче, хранению и так далее. Это нам позволит использовать математическую модель, разработанную в одном конструкторском бюро для работы в любом другом КБ, либо для подготовки производства на любой из наших верфей. Второй плюс, который несет этот проект – возможность работать в кооперации.

- Вы говорите о второй программе технической политики ОСК?

- Совершенно верно. Вторая программа технической политики ОСК звучит как «Кооперационное строительство крупными насыщенными блоками точно в размер». Крупноблочное строительство позволяет эффективнее использовать самый дорогой элемент любой верфи – либо док, либо стапельную плиту, которая предназначена не для мелкой сборки и насыщения кораблей и судов, а для финальной сборки и спуска объекта на воду. Опять же аналогия с автомобильным конвейером. Конечно, на нем можно паять панель приборов или центральный компьютер, но никто этого не делает, поскольку конвейер – самое дорогое, что есть в автомобильном предприятии, и он должен выдавать автомобили, поэтому на нем идет сборка крупными блоками. Точно также и в судостроении. Идеология, которую мы закладываем в будущее строительство кораблей и судов – это крупноблочное строительство: создаются блоки, в которые монтируется оборудование, трубопроводные линии, кабельные системы. В таком виде они поступают на окончательную сборку или на предприятия кооперации.

- Много ли времени уходит на строительство одного судна? И есть ли возможность сократить сроки?

- Если рассматривать временную шкалу строительства судна, то условно на одну только резку металла на объект может уйти до полугода. Мы понимаем, что абсолютно аналогичные мощности по резке, по очистке, по грунтовке металла у нас есть на верфях, находящихся недалеко друг от друга. Поэтому можно распределить объем работ между верфями и выполнить технологическую операцию силами не одной, а двух – трех верфей, тем самым, кратно уменьшая сроки изготовления. Кооперация возможна как на уровне операций, деталей, узлов, так и на уровне крупных насыщенных блоков. Для этого сегодня разрабатываются единые требования к проектированию крупными блоками, закладываются единые стандарты в области грузоподъемной техники и транспортной инфраструктуры.

Ускорить производственный процесс помогает и применение бесконтактных систем измерения на базе лазерных радаров, лазерных трекеров. Этой теме у нас посвящено третье направление технической политики ОСК – «Судометрика». Она позволяет сделать качественный шаг вперед – уйти от емких по времени операций подгонки. Сейчас бесконтактные измерения активно внедряется в военном и гражданском судостроении. Нужное оборудование уже могут выпускать наши отечественные компании, но пока они интегрируют отечественные и импортные компоненты в готовые технологические решения. Тут есть определенная проблема, что считать «Сделано в России». После какого количества внутренних операций по сборке или количества отечественных деталей продукт становится российским – это пока не определено до конца. Но работа идет.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Корпус ледокола Polaris

- Как ОСК реализует программу импортозамещения?

- К примеру, в части технологий активно двигается процесс импортозамещения в области сварочного оборудования и сварочных технологий. А сварка для нас является основной технологией, хотя и не единственной. Набирает обороты  композитное судостроение – сейчас многие суда малого водоизмещения практически полностью делаются композитными. Очевидно, что композитные технологии судостроения будут постепенно вытеснять традиционные, перемещаясь от малого водоизмещения в сторону большого и «завоевывая» все новые позиции в области судового машиностроения. Как вы знаете, 9 декабря в Санкт-Петербурге мы сдали полностью композитный тральщик. Также в Северной столице делают корветы с композитной надстройкой.

- Что еще, кроме композитных материалов, уже производится в России?

- Появились очень хорошие отечественные металлорежущие станки. Российскими предприятиями создается качественное оборудование и технологии для нашей отрасли: линии связи, противопожарные системы, технологии окраски, технологии нанесения покрытий и т.д. Для внедрения новаторских предложений, мы изучаем, что нам интересно в той или иной сфере и формируем «запрос на инновации». Например, ОСК интересны новые методики проектирования, новые марки сталей и композитов, работающих в экстремальных условиях низких температур. Эти запросы мы сводим в структурированные списки и используем как предложения к сотрудничеству. В рамках ОСК действуют два научно-технических совета: один наш внутренний, а другой – объединенный орган, созданный на базе ОСК и Крыловского   государственного научного центра (КГНЦ). КГНЦ – уникальный отраслевой научный центр, обладающий уникальными наработками и испытательной базой. Например, там есть огромные испытательные бассейны, включая даже ледовый. Оба научно-технических совета регулярно заседают, принимая важные для отрасли технические и технологические решения. Сейчас мы планируем привлекать к этой работе над инновационными проектами и вузы.

- Много ли Высших учебных заведений готовят для судостроения кадры?

- В судостроении ключевым профильным вузом является Санкт-Петербургский государственный морской технический университет («Корабелка»), где идет подготовка кадров практически по всем судостроительным специальностям. В вузах Севастополя, Архангельска и других городов есть факультеты и кафедры, которые также готовят специалистов для нашей отрасли.

 - Расскажите, пожалуйста, о новых высокотехнологичных проектах.

- Раз уж мы затронули тему вузов, то остановлюсь на проекте  «Пионер-М». Этот проект мы реализуем совместно с Агентством  стратегических инициатив (АСИ) и Министерством образования и науки России на базе Севастопольского государственного университета. Важно о нем рассказать как раз в канун года экологии. Речь идет о полноценном многопрофильном научно-исследовательском судне, имеющем в своей конструкции все основные модули, позволяющие выполнять многодневные экспедиции с высоким уровнем бытового комфорта для команды судна и ученых. «Пионер-М» – уникальная научная база с модульным или, точнее сказать, контейнерным принципом размещения научно-исследовательского оборудования. Один контейнер с оборудованием может быть биологической лабораторией, другой - лабораторией по подводной робототехнике, третий может иметь геологическое оборудование, четвертый комплектоваться  под задачи подводных археологов и так далее. Для университета такое судно – реальное подспорье не только в области подготовки судостроительных кадров, но и в сфере научной работы по другим направлениям. На базе «Пионер-М» будет прорабатываться много новых идей и технологий, например, технология применения возобновляемых источников энергии и некоторые модули, обеспечивающие беспилотное управление. Такие проекты интересны и полезны как ученым и студентам, так и судостроителям.

- На какой стадии разработки находится данный проект?

- Сейчас утвержден эскизный проект. Идет работа над техническим проектом НИС «Пионер-М». Сейчас необходимо тщательно проверить результаты труда студентов. К работе привлечены очень опытные специалисты нашего севастопольского КБ «Коралл». После тщательной проработки и прохождения необходимых технических экспертиз начнется его воплощение в металле. В середине 2018 года судно должно быть полностью готово для проведения первых научно-исследовательских мероприятий.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
«Пионер-М» – уникальная научная база с модульным принципом размещения научно-исследовательского оборудования

 - Есть ли другие проекты, реализуемые ОСК с вузами, помимо «Пионер-М»?

- Есть интересные технологические проекты, а если говорить о продуктовых проектах, то, к примеру, в Петербурге, совместно с «Корабелкой» идет обсуждение концепта под названием «ЭкоБот».  Это идея по созданию полностью экологически чистой судовой платформы, на базе которой в дальнейшем могут быть разработаны и созданы суда для прогулок по рекам и каналам в Петербурге,  речное такси, а также реализовано много других интересных проектов. Полагаю, что такую платформу университет сможет использовать и как научно-техническую базу, и как бизнес-проект.

- 2017 год в России объявлен годом экологии. А есть ли в России экологичные суда?

- Верфи ОСК способны строить экологически чистые суда уже сегодня. Более того, такие суда успешно строятся и спускаются на воду. К примеру, в сентябре 2016 года верфь Arctech Helsinki Shipyard (финский актив ОСК) поставила финскому транспортному агентству ледокол Polaris, который может работать на сжиженном природном газе или дизельном топливе с низким содержанием серы. Напомню и про проект ледостойкой самоподъемной платформы №1 для месторождения им. Филановского – технологически она построена по принципу нулевого сброса, то есть, никак не загрязняет экосистему окружающего водного и воздушного океанов. Хотелось бы подчеркнуть, что в 2017 году – году экологии в России – ОСК планирует разработку и принятие новой корпоративной экологической программы.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Ольга Парамонова
Загрузка...
МЧС сообщило о пожаре на складе под Краснодаром

Пожар на площади 1100 квадратных метров образовался на территории склада с бочками, расположенного в краснодарском города Тимашевск, следует из сообщения РИА Новости со ссылкой на ГУМЧС РФ по Краснодарскому краю.

4:33  17 Августа 2018
35
Корректировку удара крылатых ракет опробовали российские беспилотники

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Форпост» во время недавних учений Балтийского флота наводили на цели крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные - «Яхонт».

4:22  17 Августа 2018
43
Трамп рассказал об интересах Турции в отношениях с США

Вашингтон не станет «ничего платить» Анкаре за освобождение американского пастора Эндрю Брансона, и Турция использовала США на протяжении многих лет, написал в своем Twitter президент Соединенных Штатов Дональд Трамп.

4:14  17 Августа 2018
38
Из-за актера Панина самолет не смог улететь в Москву

Дебош на борту самолета Симферополь–Москва устроил скандально известный российский актер Алексей Панин.

4:12  17 Августа 2018
38
Археологи скептически отнеслись к продаже шапки из древнего материала в Якутии

Строитель из Якутии Владимир Аммосов продает шапку за 10 тысяч долларов. По словам продавца, головной убор сделан из шерсти мамонта.

4:03  17 Августа 2018
45
На ВЭФ протестируют электронную площадку по торговле бивнями мамонтов

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) представят площадку в форме электронных торгов, где будут продавать и покупать бивни мамонтов.

4:00  17 Августа 2018
45
Военный парад в Вашингтоне перенесли на следующий год

Военный парад в США должен был состояться в ноябре, но Министерство обороны страны решило перенести мероприятие на 2019 год, следует из сообщения Пентагона. Парад хотел организовать американский президент Дональд Трамп.

3:50  17 Августа 2018
54
В Чили телефонные террористы «атаковали» восемь самолетов

Угрозы о якобы заложенных бомбах получили восемь самолетов чилийских авиакомпаний.

3:50  17 Августа 2018
52
В Пентагоне подозревают Китай в «тренировочных ударах по США»

О том, что Китай обучает свои вооруженные силы наносить удары по США и союзникам, подозревают в Пентагоне.

3:41  17 Августа 2018
39
Google выпустит ОС Android 9 Pie для дешевых смартфонов

Google анонсировала Android Pie (Go edition) с идеями предыдущей версии, но с увеличенной скоростью работы системы и с улучшенной производительностью функции безопасности. Информация об анонсе представлена 16 августа на сайте разработчика.

3:31  17 Августа 2018
33
Число жертв наводнения в Индии увеличилось до 106 человек

В Индии на территории штата Керала произошло наводнение. Жертвами природного катаклизма стали 106 человек, жилья лишились еще 150 тыс. Об этом стало известно из сообщения представителя местных экстренных служб, передает AFP.

3:17  17 Августа 2018
30
Новая команда Слуцкого не пробилась в следующий раунд Лиги Европы

В ответном матче третьего квалификационного раунда Лиги Европы команда голландского «Витесса», которую тренирует экс-наставник ЦСКА Леонид Слуцкий, проиграла швейцарскому «Базелю».

3:13  17 Августа 2018
42
Представители посольства РФ потребуют от США прекратить психологическое давление на россиянку Бутину

В четверг задержанную в США российскую гражданку Марию Бутину посетили представители посольства РФ в Соединенных Штатах. После визита дипломаты намерены отправить в госдеп ноту с требованием прекратить психологическое давление на нее, следует из сообщения посольства в Facebook.

3:03  17 Августа 2018
35
За автомобилистами на дорогах будут следить вдвое больше камер

На российских дорогах количество комплексов фотовидеофиксации до 2024 года должно увеличится в два раза.

3:01  17 Августа 2018
57
Visa предъявила требования к российским банкоматам

Согласно требованию платежной системы Visa все банкоматы в России после 18 апреля 2020 года должны уметь взаимодействовать с бесконтактными картами и устройствами.

2:48  17 Августа 2018
59
Агентство сообщило о смерти бывшего министра обороны КНДР Ким Ён Чхуна

В возрасте 82 лет скончался бывший министр народных вооруженных сил КНДР, член Центрального комитета Трудовой партии Кореи (ЦК ТПК) Ким Ён Чхун, следует из сообщения агентства ЦТАК.

2:47  17 Августа 2018
33
В Google признались в "слежке" за пользователями

В отслеживании местоположения пользователей даже при выключенной соответствующей функции призналась корпорация Google.

2:37  17 Августа 2018
46
Роспотребнадзор объяснил запрет на песни в детском лагере «Олимпиец»

Песни ряда российских и зарубежных исполнителей запретили играть на дискотеках в детском лагере «Олимпиец», расположенном в Новгородской области. В местном отделении Роспотребнадзора объяснили причины такого запрета, сообщает ТАСС.

2:35  17 Августа 2018
50
Актера из «Убойной силы» госпитализировали в Петербурге

В Елизаветинскую больницу на улице Вавиловых в Петербурге попал народный артист России, актер театра и кино Евгений Леонов-Гладышев.

2:20  17 Августа 2018
306
В Госдепе рассказали, что держат дверь для диалога с Москвой открытой

О том, что взаимодействие между США и Россией по широкому кругу вопросов продолжается, рассказал представитель госдепартамента.

2:12  17 Августа 2018
57
Все пары следующего раунда плей-офф Лиги Европы определились

Определились все участники финального квалификационного раунда плей-офф Лиги Европы. В этом списке присутствуют две российские команды.

2:03  17 Августа 2018
51
Автобус с детьми столкнулся с грузовиком во Франции

В результате столкновения перевозившего детей автобуса с грузовиком во Франции пострадали девять человек.

1:38  17 Августа 2018
41
Песков сообщил о возможной встрече президентов России и Турции в Тегеране

На полях саммита по сирийскому кризису в Тегеране в начале сентября может состоятся встреча президента России Владимира Путина и президента Турции Тайипа Эрдогана, заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков газете «Известия».

1:21  17 Августа 2018
35
Россия удвоит поставки продовольствия за рубеж

Направления работы, которые позволят через шесть лет увеличить объем сельскохозяйственного экспорта в два раза, определил Минсельхоз.

1:20  17 Августа 2018
57
За прошедшую неделю воздушную разведку у границ России вели 22 летательных аппарата

За неделю 22 летательных аппарата осуществляли разведывательную деятельность у воздушных и морских границ России, следует из сообщения газеты Вооруженных сил РФ «Красная звезда».

1:09  17 Августа 2018
44
Актер и экстрасенс Пахомов показал в соцсети шрам от железного прута

Удар железным кнутом в городе Железногорске в Курской области получил российский актер Сергей Пахомов.

1:05  17 Августа 2018
85
Самолет из Перу не долетел до столицы Чили из-за звонка о бомбе

Экстренную посадку в аэропорту перуанского Писко из-за звонка о бомбе пришлось совершить гражданскому самолету, летевшему из столицы Перу Лимы в Сантьяго (столица Чили).

0:53  17 Августа 2018
46
В Эквадоре ввели новый метод борьбы с прибытием беженцев из Венесуэлы

Из-за измененного порядка въезда в страну иностранцы должны будут показывать паспорт, а не национальные удостоверения личности, заявил в четверг глава МВД Мауро Тосканини.

0:50  17 Августа 2018
32
Наставник минского «Динамо» озвучил причины разгрома на «Петровском»

Поражение с крупным счетом от петербургского «Зенита» в квалификационном раунде «Лиги Европы» прокомментировал главный тренер минского «Динамо» Сергей Гуренко.

0:41  17 Августа 2018
53
Против запуска «особой версии» поисковика в Китае выступили сотрудники Google

Корпорация Google намерена запустить в Китае поисковую интернет-систему со встроенной цензурой ряда сайтов. Несколько сотен сотрудников компании протестуют.

0:29  17 Августа 2018
55