Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок

4:00  09 Января 2017
1 083
Москва
Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок

О положении дел в отрасли, новых проектах, инновациях и перспективных разработках ФБА «Экономика сегодня» рассказал  Дмитрий Колодяжный, вице-президент по техническому развитию Объединенной судостроительной корпорации.

- Дмитрий Юрьевич, с какими результатами завершило 2016 год гражданское судостроение?

- Можно с уверенностью отметить, что объем сдачи судов, как в количественном отношении, так и по водоизмещению неуклонно возрастает – в 2016 году ОСК построила 14 и отремонтировала 4 гражданских судна, а в первой половине 2017 года планирует сдать в эксплуатацию еще 10. Сегодня предприятия, входящие в состав ОСК, выполняют заказы на строительство более 50-ти судов. Их номенклатура весьма обширна. В линейке заказов ледокол проекта ARC130, линейные дизельные ледоколы мощностью 25 МВт и 16МВт, стационарные платформы для добычи углеводородов, круизное судно класса река-море, суда снабжения для работ с плавучими полупогружными буровыми установками, танкеры проектов RST 27 и RST 25, судно на воздушной подушке СВП-50, пассажирское судно А45-2, буксиры и грузовые понтоны. Но, замечу, что те объемы, которые сейчас присутствуют в гражданском судостроении, нас не устраивают – они должны увеличиться в разы. Цель, о которой заявлял и президент ОСК Алексей Рахманов – наращивать объем производства. Так что для выполнения всех планов мы должны научиться пропускать через верфи корпорации около 2 миллионов тонн стали ежегодно.

- Что вы скажете о качестве продукции российского судостроения?

- Наши корабелы отлично умеют варить корпуса и делать надстройки, устанавливать различные механизмы. Однако сейчас вектор во всех областях транспортного машиностроения переходит в сторону цифровых технологий. Если раньше можно было любое гражданское судно назвать утрировано «корпусом с моторчиком», то сегодня, также утрировано, его можно назвать плавучим дата-центром, где одной из основных функций по созданию такого объекта является уже не только функция производства корпуса, но и функция интеграции различных систем: двигательных, навигационных, аварийно-спасательных и многих других. Если речь идет о военных кораблях, то к этой паре добавляется еще функция интеграции с системами вооружения. И в гражданское, и в военное судостроение широкими шагами входят сетевые цифровые технологии, технологии автоматизации принятия решений любого уровня. Это уже не завтрашний, это сегодняшний день судостроения.

- Инновационные технологии используете?

- Да, это один из наших векторов развития, заложенных в Технической политике ОСК. Этот документ укрепляет и дополняет конкурентные преимущества корпорации. Например, в технической политике заложена ключевая программа «100% цифра». Она вводит идеологию приоритета 3D-модели на всех этапах жизненного цикла – от проектирования, строительства и до утилизации судов. 3D-модель включает в себя определенный набор дополнительных данных.

- Каких?

- Это не только геометрия, но и объемный блок данных, который заменяет всем привычный чертеж и несет информацию о материале, технологии обработки и целый ряд других данных. Использование 3D-модели в единой информационной среде позволяет резко сократить затраты на подготовку производства, на проектирование и, таким образом, дает возможность повысить конкурентоспособность за счет гибкого подхода к проектированию и компоновке судов, которые мы, в свою очередь, можем оперативно предлагать клиенту. Сегодня внедрение 3D- технологий позволяет смоделировать процесс сборки виртуально, а в дальнейшем добиться высокой точности стыковки крупных насыщенных блоков с погрешностью не более миллиметра.

- Интересно узнать, появилась ли в российском судостроении обновленная информационно-справочная база или же пользуетесь справочниками времен СССР?

- Как раз сейчас ОСК оперативно создает единую информационную среду, в которой начинают общаться наши КБ и заводы. Она позволит законно обмениваться данными между дочерними  и зависимыми обществами. Второй проект, который создается в рамках этой программы – это проект нормативно-справочной информации. Он позволит всем в корпорации «разговаривать на одном языке». Будут созданы справочники оборудования, основных технологических процессов, справочник нормализованных изделий и так далее. Все они будут собраны на отдельном сервере и интегрированы с основными компьютерными системами, используемыми в корпорации.

- Разве раньше всего это не существовало?

- Да, конечно, это все есть, но в данном случае акцент я делаю на слове «единый». Исторически единства как такового не сложилось. Теперь же мы унифицируем все многообразие номенклатурных позиций, что даст в итоге снижение издержек.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Ледокол Polaris способен работать на сжиженном природном газе или дизельном топливе с низким содержанием серы

- Может ли корпорация подстраиваться под конкретного заказчика?

- Мы способны подбирать такие технические решения, которые будут полностью удовлетворять потребности заказчика, например, по пропульсивной системе. Для этого сейчас формируем оптимальный модельный ряд в этом направлении, состоящий из двигателя, редуктора или генератора и так далее. Затем, как из кубиков конструктора складываются уже заранее готовые, технически и экономически просчитанные предложения для потребителя, а он уже делает свой дальнейший выбор.

- Чем-то этот процесс похож на выбор автомобиля…

- Да, так и есть. Это своеобразный аналог автосалона, в который вы приходите покупать автомобиль, и вам предлагают не уникальный в своем роде двигатель, а пять готовых, проверенных модификаций. Аналогичная идеология будет закладываться и у нас. Проект «100% цифра» подразумевает определенную методологическую часть. Сейчас закладываются стандарты, требования к математическим моделям, к их созданию, передаче, хранению и так далее. Это нам позволит использовать математическую модель, разработанную в одном конструкторском бюро для работы в любом другом КБ, либо для подготовки производства на любой из наших верфей. Второй плюс, который несет этот проект – возможность работать в кооперации.

- Вы говорите о второй программе технической политики ОСК?

- Совершенно верно. Вторая программа технической политики ОСК звучит как «Кооперационное строительство крупными насыщенными блоками точно в размер». Крупноблочное строительство позволяет эффективнее использовать самый дорогой элемент любой верфи – либо док, либо стапельную плиту, которая предназначена не для мелкой сборки и насыщения кораблей и судов, а для финальной сборки и спуска объекта на воду. Опять же аналогия с автомобильным конвейером. Конечно, на нем можно паять панель приборов или центральный компьютер, но никто этого не делает, поскольку конвейер – самое дорогое, что есть в автомобильном предприятии, и он должен выдавать автомобили, поэтому на нем идет сборка крупными блоками. Точно также и в судостроении. Идеология, которую мы закладываем в будущее строительство кораблей и судов – это крупноблочное строительство: создаются блоки, в которые монтируется оборудование, трубопроводные линии, кабельные системы. В таком виде они поступают на окончательную сборку или на предприятия кооперации.

- Много ли времени уходит на строительство одного судна? И есть ли возможность сократить сроки?

- Если рассматривать временную шкалу строительства судна, то условно на одну только резку металла на объект может уйти до полугода. Мы понимаем, что абсолютно аналогичные мощности по резке, по очистке, по грунтовке металла у нас есть на верфях, находящихся недалеко друг от друга. Поэтому можно распределить объем работ между верфями и выполнить технологическую операцию силами не одной, а двух – трех верфей, тем самым, кратно уменьшая сроки изготовления. Кооперация возможна как на уровне операций, деталей, узлов, так и на уровне крупных насыщенных блоков. Для этого сегодня разрабатываются единые требования к проектированию крупными блоками, закладываются единые стандарты в области грузоподъемной техники и транспортной инфраструктуры.

Ускорить производственный процесс помогает и применение бесконтактных систем измерения на базе лазерных радаров, лазерных трекеров. Этой теме у нас посвящено третье направление технической политики ОСК – «Судометрика». Она позволяет сделать качественный шаг вперед – уйти от емких по времени операций подгонки. Сейчас бесконтактные измерения активно внедряется в военном и гражданском судостроении. Нужное оборудование уже могут выпускать наши отечественные компании, но пока они интегрируют отечественные и импортные компоненты в готовые технологические решения. Тут есть определенная проблема, что считать «Сделано в России». После какого количества внутренних операций по сборке или количества отечественных деталей продукт становится российским – это пока не определено до конца. Но работа идет.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Корпус ледокола Polaris

- Как ОСК реализует программу импортозамещения?

- К примеру, в части технологий активно двигается процесс импортозамещения в области сварочного оборудования и сварочных технологий. А сварка для нас является основной технологией, хотя и не единственной. Набирает обороты  композитное судостроение – сейчас многие суда малого водоизмещения практически полностью делаются композитными. Очевидно, что композитные технологии судостроения будут постепенно вытеснять традиционные, перемещаясь от малого водоизмещения в сторону большого и «завоевывая» все новые позиции в области судового машиностроения. Как вы знаете, 9 декабря в Санкт-Петербурге мы сдали полностью композитный тральщик. Также в Северной столице делают корветы с композитной надстройкой.

- Что еще, кроме композитных материалов, уже производится в России?

- Появились очень хорошие отечественные металлорежущие станки. Российскими предприятиями создается качественное оборудование и технологии для нашей отрасли: линии связи, противопожарные системы, технологии окраски, технологии нанесения покрытий и т.д. Для внедрения новаторских предложений, мы изучаем, что нам интересно в той или иной сфере и формируем «запрос на инновации». Например, ОСК интересны новые методики проектирования, новые марки сталей и композитов, работающих в экстремальных условиях низких температур. Эти запросы мы сводим в структурированные списки и используем как предложения к сотрудничеству. В рамках ОСК действуют два научно-технических совета: один наш внутренний, а другой – объединенный орган, созданный на базе ОСК и Крыловского   государственного научного центра (КГНЦ). КГНЦ – уникальный отраслевой научный центр, обладающий уникальными наработками и испытательной базой. Например, там есть огромные испытательные бассейны, включая даже ледовый. Оба научно-технических совета регулярно заседают, принимая важные для отрасли технические и технологические решения. Сейчас мы планируем привлекать к этой работе над инновационными проектами и вузы.

- Много ли Высших учебных заведений готовят для судостроения кадры?

- В судостроении ключевым профильным вузом является Санкт-Петербургский государственный морской технический университет («Корабелка»), где идет подготовка кадров практически по всем судостроительным специальностям. В вузах Севастополя, Архангельска и других городов есть факультеты и кафедры, которые также готовят специалистов для нашей отрасли.

 - Расскажите, пожалуйста, о новых высокотехнологичных проектах.

- Раз уж мы затронули тему вузов, то остановлюсь на проекте  «Пионер-М». Этот проект мы реализуем совместно с Агентством  стратегических инициатив (АСИ) и Министерством образования и науки России на базе Севастопольского государственного университета. Важно о нем рассказать как раз в канун года экологии. Речь идет о полноценном многопрофильном научно-исследовательском судне, имеющем в своей конструкции все основные модули, позволяющие выполнять многодневные экспедиции с высоким уровнем бытового комфорта для команды судна и ученых. «Пионер-М» – уникальная научная база с модульным или, точнее сказать, контейнерным принципом размещения научно-исследовательского оборудования. Один контейнер с оборудованием может быть биологической лабораторией, другой - лабораторией по подводной робототехнике, третий может иметь геологическое оборудование, четвертый комплектоваться  под задачи подводных археологов и так далее. Для университета такое судно – реальное подспорье не только в области подготовки судостроительных кадров, но и в сфере научной работы по другим направлениям. На базе «Пионер-М» будет прорабатываться много новых идей и технологий, например, технология применения возобновляемых источников энергии и некоторые модули, обеспечивающие беспилотное управление. Такие проекты интересны и полезны как ученым и студентам, так и судостроителям.

- На какой стадии разработки находится данный проект?

- Сейчас утвержден эскизный проект. Идет работа над техническим проектом НИС «Пионер-М». Сейчас необходимо тщательно проверить результаты труда студентов. К работе привлечены очень опытные специалисты нашего севастопольского КБ «Коралл». После тщательной проработки и прохождения необходимых технических экспертиз начнется его воплощение в металле. В середине 2018 года судно должно быть полностью готово для проведения первых научно-исследовательских мероприятий.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
«Пионер-М» – уникальная научная база с модульным принципом размещения научно-исследовательского оборудования

 - Есть ли другие проекты, реализуемые ОСК с вузами, помимо «Пионер-М»?

- Есть интересные технологические проекты, а если говорить о продуктовых проектах, то, к примеру, в Петербурге, совместно с «Корабелкой» идет обсуждение концепта под названием «ЭкоБот».  Это идея по созданию полностью экологически чистой судовой платформы, на базе которой в дальнейшем могут быть разработаны и созданы суда для прогулок по рекам и каналам в Петербурге,  речное такси, а также реализовано много других интересных проектов. Полагаю, что такую платформу университет сможет использовать и как научно-техническую базу, и как бизнес-проект.

- 2017 год в России объявлен годом экологии. А есть ли в России экологичные суда?

- Верфи ОСК способны строить экологически чистые суда уже сегодня. Более того, такие суда успешно строятся и спускаются на воду. К примеру, в сентябре 2016 года верфь Arctech Helsinki Shipyard (финский актив ОСК) поставила финскому транспортному агентству ледокол Polaris, который может работать на сжиженном природном газе или дизельном топливе с низким содержанием серы. Напомню и про проект ледостойкой самоподъемной платформы №1 для месторождения им. Филановского – технологически она построена по принципу нулевого сброса, то есть, никак не загрязняет экосистему окружающего водного и воздушного океанов. Хотелось бы подчеркнуть, что в 2017 году – году экологии в России – ОСК планирует разработку и принятие новой корпоративной экологической программы.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Ольга Парамонова
Загрузка...
Загрузка...
Кончаловский новый фильм хочет снять о расстреле в Новочеркасске

Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году ляжет в основу нового фильма режиссера Андрея Кончаловского.

2:47  27 Мая 2018
47
Премьер Испании высказался о победе «Реала»

С 13-й в истории клуба победой в Лиге чемпионов мадридский «Реал» поздравил премьер-министр Испании Мариано Рахой.

2:36  27 Мая 2018
50
Apple выпустит гибридный MacBook, способный работать сутки без подзарядки

Специалисты компании Apple работают над ультрабуком MacBook, который получит ARM-процессор и сенсорный экран.

2:27  27 Мая 2018
39
Врач сборной Египта считает, что Салах сыграет на ЧМ-2018

О том, что Мохаммед Салах получил растяжение плеча во время финальной игры Лиги чемпионов, рассказал врач сборной Египта Махмуд Абул-Эла.

2:09  27 Мая 2018
41
Чрезвычайное положение из-за урагана Альберто объявил еще один штат США

Губернатор американского штата Миссисипи Фил Брайант объявил чрезвычайное положение из-за урагана Альберто.

2:00  27 Мая 2018
34
Канатоходец прошел через разведенный мост в Петербурге

По канату, натянутому через разведенный Дворцовый мост, в ночь на 27 мая прошел канатоходец Расул Абакаров.

1:51  27 Мая 2018
49
В Петербурге спустят на воду копию корабля, построенного Петром I

В День города в Петербурге состоится торжественный спуск на воду точной копии 54-пушечного парусного линейного корабля «Полтава», который был построен при участии Петра I.

1:39  27 Мая 2018
50
Игрок сборной Египта Мохамед Салах может не сыграть на ЧМ-2018

Из-за серьезной травмы, полученной в финале Лиги чемпионов, нападающий «Ливерпуля» и сборной Египта Мохамед Салах может пропустить грядущий чемпионат мира по футболу.

1:26  27 Мая 2018
43
Палестинцев на юге сектора Газа атаковали ВВС Израиля

По позициям формирования ХАМАС в южной части сектора Газа нанесли удар вооруженные силы Израиля - это подтвердило военное командование страны.

1:09  27 Мая 2018
71
В российской армии на смену «КамАЗам» и «Уралам» придут «Торнадо»

С 2018 года в Вооруженные силы РФ станут поступать новейшие автомобили семейства «Торнадо».

1:02  27 Мая 2018
124
Главы Северной и Южной Кореи снова встретятся на следующей неделе

Провести переговоры на высшем уровне 1 июня условились глава КНДР Ким Чен Ын и лидер Южной Кореи Мун Чжэ Ин.

0:54  27 Мая 2018
36
Новый рекорд: Роналду выигрывал Лигу чемпионов чаще всех

Нападающий сборной Португалии и мадридского «Реала» Криштиану Роналду установил новый рекорд по количеству побед в финале Лиги чемпионов.

0:46  27 Мая 2018
71
Пассажиры в РФ могут требовать больше денег за задержку рейса и потерю багажа

В силу вступают поправки в Воздушный кодекс РФ, благодаря которым пассажиры смогут претендовать на более высокую компенсацию при потере багажа и задержке международного рейса.

0:38  27 Мая 2018
40
Премьер Чехии: страна не собирается переходить на евро - это разорительно

Чешский премьер-министр Андрей Бабиш заявил, что переход на евро не является приоритетной задачей правительства.

0:18  27 Мая 2018
33
Бэйл помог «Реалу» в третий раз подряд выиграть Лигу чемпионов

Победителем финального поединка Лиги лиги чемпионов стал мадридский «Реал», в третий раз подряд завоевавший право называться лучшим футбольным клубом Европы.

0:05  27 Мая 2018
103
Премьер Грузии рассказал, когда страна вступит в НАТО

О сроках вступления Грузии в НАТО рассказал премьер-министр этой страны Георгий Квирикашвили.

23:54  26 Мая 2018
112
Финал ЛЧ: Салах покинул поле со слезами на глазах из-за Рамоса

Травму во время матча с мадридским «Реалом» в финальной битве Лиги чемпионов получил полузащитник английского «Ливерпуля» Мохамед Салах.

23:45  26 Мая 2018
185
В Петербурге назвали лауреата премии «Национальный бестселлер»

Имя обладателя премии «Национальный бестселлер» за 2018 год прозвучало на Новой сцене Александринского театра в Петербурге.

23:37  26 Мая 2018
30
Президент Армении назвал Элтона Джона своим другом и угостил в ресторане

В субботу вечером армянский президент Армен Саркисян поужинал в одном из ресторанов в центре армянской столицы с известным певцом Элтоном Джоном.

23:26  26 Мая 2018
91
Депутат Госдумы предлагает внедрять в музеи систему выявления подозрительных лиц

Замглавы комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный считает, что система выявления подозрительных лиц (профайлинг) поможет защитить музеи от действий вандалов.

23:18  26 Мая 2018
80
Финал Лиги чемпионов: самолетам с испанскими фанатами не хватило места в аэропорту Киева

Два гигантских самолета Boeing с испанскими футбольными болельщиками на борту, не смогли приземлиться в аэропорту Киева, где проходит финал Лиги чемпионов.

23:04  26 Мая 2018
162
Японские ученые считают жвачку средством избавления от лишнего веса

Ученые из японского Университета Васэда в Токио уверены, что жевательная резинка может помочь человеку похудеть, если жевать ее на ходу.

22:54  26 Мая 2018
115
В Германии в парке развлечений случился пожар - возможны жертвы

В парке развлечений Europa-Park Rust, расположенном на юго-западе Германии, случился пожар.

22:44  26 Мая 2018
206
Полтавченко помог открыть новые станции метро в Петербурге

В Петербурге накануне Дня города губернатор Георгий Полтавченко торжественно объявил об открытии двух новых станций метрополитена.

22:35  26 Мая 2018
38
Сын Пашиняна пройдет службу в карабахской армии

Сын премьер-министра Армении Ашот Пашинян этим летом отправится на службу в армию. Он намерен служить в Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики.

22:33  26 Мая 2018
89
Еще один побывавший на Луне астронавт скончался на Земле

В НАСА рассказали о смерти американского астронавта Алана Бина, известного тем, что он был четвертым человеком, ступившим на поверхность Луны.

22:26  26 Мая 2018
150
Для производства грузовиков Isuzu в Ульяновске вложат более 6 млрд рублей

Запуск производства среднетоннажных грузовиков Isuzu в Ульяновске будет проинвестирован более чем на 6 миллиардов рублей. Об этом в субботу сообщили в компании «Соллерс».

22:20  26 Мая 2018
76
Морган Фриман рассказал, почему его обвиняют в домогательствах

Известный американский актер Морган Фриман открестился от сексуальных домогательств, но признался, что поводом для обвинений могли стать его неосторожные шутки.

22:15  26 Мая 2018
128
Эрдоган призвал граждан Турции менять сбережения в валюте на лиры

Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган обратился к гражданам страны с призывом менять доллары и евро из их сбережений на национальные лиры.

22:05  26 Мая 2018
42
Президент Азербайджана назвал условия для урегулирования карабахского конфликта

Карабахский конфликт может быть решен только при сохранении территориальной целостности Азербайджана. Урегулирование приблизит рост экономической и военной мощи страны. Об этом сообщил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

22:02  26 Мая 2018
158