Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок

4:00  09 Января 2017
911
Москва
Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок

О положении дел в отрасли, новых проектах, инновациях и перспективных разработках ФБА «Экономика сегодня» рассказал  Дмитрий Колодяжный, вице-президент по техническому развитию Объединенной судостроительной корпорации.

- Дмитрий Юрьевич, с какими результатами завершило 2016 год гражданское судостроение?

- Можно с уверенностью отметить, что объем сдачи судов, как в количественном отношении, так и по водоизмещению неуклонно возрастает – в 2016 году ОСК построила 14 и отремонтировала 4 гражданских судна, а в первой половине 2017 года планирует сдать в эксплуатацию еще 10. Сегодня предприятия, входящие в состав ОСК, выполняют заказы на строительство более 50-ти судов. Их номенклатура весьма обширна. В линейке заказов ледокол проекта ARC130, линейные дизельные ледоколы мощностью 25 МВт и 16МВт, стационарные платформы для добычи углеводородов, круизное судно класса река-море, суда снабжения для работ с плавучими полупогружными буровыми установками, танкеры проектов RST 27 и RST 25, судно на воздушной подушке СВП-50, пассажирское судно А45-2, буксиры и грузовые понтоны. Но, замечу, что те объемы, которые сейчас присутствуют в гражданском судостроении, нас не устраивают – они должны увеличиться в разы. Цель, о которой заявлял и президент ОСК Алексей Рахманов – наращивать объем производства. Так что для выполнения всех планов мы должны научиться пропускать через верфи корпорации около 2 миллионов тонн стали ежегодно.

- Что вы скажете о качестве продукции российского судостроения?

- Наши корабелы отлично умеют варить корпуса и делать надстройки, устанавливать различные механизмы. Однако сейчас вектор во всех областях транспортного машиностроения переходит в сторону цифровых технологий. Если раньше можно было любое гражданское судно назвать утрировано «корпусом с моторчиком», то сегодня, также утрировано, его можно назвать плавучим дата-центром, где одной из основных функций по созданию такого объекта является уже не только функция производства корпуса, но и функция интеграции различных систем: двигательных, навигационных, аварийно-спасательных и многих других. Если речь идет о военных кораблях, то к этой паре добавляется еще функция интеграции с системами вооружения. И в гражданское, и в военное судостроение широкими шагами входят сетевые цифровые технологии, технологии автоматизации принятия решений любого уровня. Это уже не завтрашний, это сегодняшний день судостроения.

- Инновационные технологии используете?

- Да, это один из наших векторов развития, заложенных в Технической политике ОСК. Этот документ укрепляет и дополняет конкурентные преимущества корпорации. Например, в технической политике заложена ключевая программа «100% цифра». Она вводит идеологию приоритета 3D-модели на всех этапах жизненного цикла – от проектирования, строительства и до утилизации судов. 3D-модель включает в себя определенный набор дополнительных данных.

- Каких?

- Это не только геометрия, но и объемный блок данных, который заменяет всем привычный чертеж и несет информацию о материале, технологии обработки и целый ряд других данных. Использование 3D-модели в единой информационной среде позволяет резко сократить затраты на подготовку производства, на проектирование и, таким образом, дает возможность повысить конкурентоспособность за счет гибкого подхода к проектированию и компоновке судов, которые мы, в свою очередь, можем оперативно предлагать клиенту. Сегодня внедрение 3D- технологий позволяет смоделировать процесс сборки виртуально, а в дальнейшем добиться высокой точности стыковки крупных насыщенных блоков с погрешностью не более миллиметра.

- Интересно узнать, появилась ли в российском судостроении обновленная информационно-справочная база или же пользуетесь справочниками времен СССР?

- Как раз сейчас ОСК оперативно создает единую информационную среду, в которой начинают общаться наши КБ и заводы. Она позволит законно обмениваться данными между дочерними  и зависимыми обществами. Второй проект, который создается в рамках этой программы – это проект нормативно-справочной информации. Он позволит всем в корпорации «разговаривать на одном языке». Будут созданы справочники оборудования, основных технологических процессов, справочник нормализованных изделий и так далее. Все они будут собраны на отдельном сервере и интегрированы с основными компьютерными системами, используемыми в корпорации.

- Разве раньше всего это не существовало?

- Да, конечно, это все есть, но в данном случае акцент я делаю на слове «единый». Исторически единства как такового не сложилось. Теперь же мы унифицируем все многообразие номенклатурных позиций, что даст в итоге снижение издержек.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Ледокол Polaris способен работать на сжиженном природном газе или дизельном топливе с низким содержанием серы

- Может ли корпорация подстраиваться под конкретного заказчика?

- Мы способны подбирать такие технические решения, которые будут полностью удовлетворять потребности заказчика, например, по пропульсивной системе. Для этого сейчас формируем оптимальный модельный ряд в этом направлении, состоящий из двигателя, редуктора или генератора и так далее. Затем, как из кубиков конструктора складываются уже заранее готовые, технически и экономически просчитанные предложения для потребителя, а он уже делает свой дальнейший выбор.

- Чем-то этот процесс похож на выбор автомобиля…

- Да, так и есть. Это своеобразный аналог автосалона, в который вы приходите покупать автомобиль, и вам предлагают не уникальный в своем роде двигатель, а пять готовых, проверенных модификаций. Аналогичная идеология будет закладываться и у нас. Проект «100% цифра» подразумевает определенную методологическую часть. Сейчас закладываются стандарты, требования к математическим моделям, к их созданию, передаче, хранению и так далее. Это нам позволит использовать математическую модель, разработанную в одном конструкторском бюро для работы в любом другом КБ, либо для подготовки производства на любой из наших верфей. Второй плюс, который несет этот проект – возможность работать в кооперации.

- Вы говорите о второй программе технической политики ОСК?

- Совершенно верно. Вторая программа технической политики ОСК звучит как «Кооперационное строительство крупными насыщенными блоками точно в размер». Крупноблочное строительство позволяет эффективнее использовать самый дорогой элемент любой верфи – либо док, либо стапельную плиту, которая предназначена не для мелкой сборки и насыщения кораблей и судов, а для финальной сборки и спуска объекта на воду. Опять же аналогия с автомобильным конвейером. Конечно, на нем можно паять панель приборов или центральный компьютер, но никто этого не делает, поскольку конвейер – самое дорогое, что есть в автомобильном предприятии, и он должен выдавать автомобили, поэтому на нем идет сборка крупными блоками. Точно также и в судостроении. Идеология, которую мы закладываем в будущее строительство кораблей и судов – это крупноблочное строительство: создаются блоки, в которые монтируется оборудование, трубопроводные линии, кабельные системы. В таком виде они поступают на окончательную сборку или на предприятия кооперации.

- Много ли времени уходит на строительство одного судна? И есть ли возможность сократить сроки?

- Если рассматривать временную шкалу строительства судна, то условно на одну только резку металла на объект может уйти до полугода. Мы понимаем, что абсолютно аналогичные мощности по резке, по очистке, по грунтовке металла у нас есть на верфях, находящихся недалеко друг от друга. Поэтому можно распределить объем работ между верфями и выполнить технологическую операцию силами не одной, а двух – трех верфей, тем самым, кратно уменьшая сроки изготовления. Кооперация возможна как на уровне операций, деталей, узлов, так и на уровне крупных насыщенных блоков. Для этого сегодня разрабатываются единые требования к проектированию крупными блоками, закладываются единые стандарты в области грузоподъемной техники и транспортной инфраструктуры.

Ускорить производственный процесс помогает и применение бесконтактных систем измерения на базе лазерных радаров, лазерных трекеров. Этой теме у нас посвящено третье направление технической политики ОСК – «Судометрика». Она позволяет сделать качественный шаг вперед – уйти от емких по времени операций подгонки. Сейчас бесконтактные измерения активно внедряется в военном и гражданском судостроении. Нужное оборудование уже могут выпускать наши отечественные компании, но пока они интегрируют отечественные и импортные компоненты в готовые технологические решения. Тут есть определенная проблема, что считать «Сделано в России». После какого количества внутренних операций по сборке или количества отечественных деталей продукт становится российским – это пока не определено до конца. Но работа идет.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
Корпус ледокола Polaris

- Как ОСК реализует программу импортозамещения?

- К примеру, в части технологий активно двигается процесс импортозамещения в области сварочного оборудования и сварочных технологий. А сварка для нас является основной технологией, хотя и не единственной. Набирает обороты  композитное судостроение – сейчас многие суда малого водоизмещения практически полностью делаются композитными. Очевидно, что композитные технологии судостроения будут постепенно вытеснять традиционные, перемещаясь от малого водоизмещения в сторону большого и «завоевывая» все новые позиции в области судового машиностроения. Как вы знаете, 9 декабря в Санкт-Петербурге мы сдали полностью композитный тральщик. Также в Северной столице делают корветы с композитной надстройкой.

- Что еще, кроме композитных материалов, уже производится в России?

- Появились очень хорошие отечественные металлорежущие станки. Российскими предприятиями создается качественное оборудование и технологии для нашей отрасли: линии связи, противопожарные системы, технологии окраски, технологии нанесения покрытий и т.д. Для внедрения новаторских предложений, мы изучаем, что нам интересно в той или иной сфере и формируем «запрос на инновации». Например, ОСК интересны новые методики проектирования, новые марки сталей и композитов, работающих в экстремальных условиях низких температур. Эти запросы мы сводим в структурированные списки и используем как предложения к сотрудничеству. В рамках ОСК действуют два научно-технических совета: один наш внутренний, а другой – объединенный орган, созданный на базе ОСК и Крыловского   государственного научного центра (КГНЦ). КГНЦ – уникальный отраслевой научный центр, обладающий уникальными наработками и испытательной базой. Например, там есть огромные испытательные бассейны, включая даже ледовый. Оба научно-технических совета регулярно заседают, принимая важные для отрасли технические и технологические решения. Сейчас мы планируем привлекать к этой работе над инновационными проектами и вузы.

- Много ли Высших учебных заведений готовят для судостроения кадры?

- В судостроении ключевым профильным вузом является Санкт-Петербургский государственный морской технический университет («Корабелка»), где идет подготовка кадров практически по всем судостроительным специальностям. В вузах Севастополя, Архангельска и других городов есть факультеты и кафедры, которые также готовят специалистов для нашей отрасли.

 - Расскажите, пожалуйста, о новых высокотехнологичных проектах.

- Раз уж мы затронули тему вузов, то остановлюсь на проекте  «Пионер-М». Этот проект мы реализуем совместно с Агентством  стратегических инициатив (АСИ) и Министерством образования и науки России на базе Севастопольского государственного университета. Важно о нем рассказать как раз в канун года экологии. Речь идет о полноценном многопрофильном научно-исследовательском судне, имеющем в своей конструкции все основные модули, позволяющие выполнять многодневные экспедиции с высоким уровнем бытового комфорта для команды судна и ученых. «Пионер-М» – уникальная научная база с модульным или, точнее сказать, контейнерным принципом размещения научно-исследовательского оборудования. Один контейнер с оборудованием может быть биологической лабораторией, другой - лабораторией по подводной робототехнике, третий может иметь геологическое оборудование, четвертый комплектоваться  под задачи подводных археологов и так далее. Для университета такое судно – реальное подспорье не только в области подготовки судостроительных кадров, но и в сфере научной работы по другим направлениям. На базе «Пионер-М» будет прорабатываться много новых идей и технологий, например, технология применения возобновляемых источников энергии и некоторые модули, обеспечивающие беспилотное управление. Такие проекты интересны и полезны как ученым и студентам, так и судостроителям.

- На какой стадии разработки находится данный проект?

- Сейчас утвержден эскизный проект. Идет работа над техническим проектом НИС «Пионер-М». Сейчас необходимо тщательно проверить результаты труда студентов. К работе привлечены очень опытные специалисты нашего севастопольского КБ «Коралл». После тщательной проработки и прохождения необходимых технических экспертиз начнется его воплощение в металле. В середине 2018 года судно должно быть полностью готово для проведения первых научно-исследовательских мероприятий.

Колодяжный: Гражданскому судостроению в России нужен инновационный рывок
«Пионер-М» – уникальная научная база с модульным принципом размещения научно-исследовательского оборудования

 - Есть ли другие проекты, реализуемые ОСК с вузами, помимо «Пионер-М»?

- Есть интересные технологические проекты, а если говорить о продуктовых проектах, то, к примеру, в Петербурге, совместно с «Корабелкой» идет обсуждение концепта под названием «ЭкоБот».  Это идея по созданию полностью экологически чистой судовой платформы, на базе которой в дальнейшем могут быть разработаны и созданы суда для прогулок по рекам и каналам в Петербурге,  речное такси, а также реализовано много других интересных проектов. Полагаю, что такую платформу университет сможет использовать и как научно-техническую базу, и как бизнес-проект.

- 2017 год в России объявлен годом экологии. А есть ли в России экологичные суда?

- Верфи ОСК способны строить экологически чистые суда уже сегодня. Более того, такие суда успешно строятся и спускаются на воду. К примеру, в сентябре 2016 года верфь Arctech Helsinki Shipyard (финский актив ОСК) поставила финскому транспортному агентству ледокол Polaris, который может работать на сжиженном природном газе или дизельном топливе с низким содержанием серы. Напомню и про проект ледостойкой самоподъемной платформы №1 для месторождения им. Филановского – технологически она построена по принципу нулевого сброса, то есть, никак не загрязняет экосистему окружающего водного и воздушного океанов. Хотелось бы подчеркнуть, что в 2017 году – году экологии в России – ОСК планирует разработку и принятие новой корпоративной экологической программы.

Автор: Ольга Парамонова
Загрузка...
Загрузка...
Новый президент Киргизии присвоит Атамбаеву звание Героя республики "Второе и первое места займут Зеленский и Верка Сердючка": украинцы обсуждают появление лидера "Океана Эльзы" в президентском рейтинге «Двери политики всегда открыты»: президент Турции не исключил контактов с Асадом по проблеме сирийских курдов Туск заявил Порошенко, что ЕС никогда не признает Крым в составе РФ СМИ сообщают о рассекречивании документов о встречах военных летчиков с НЛО Южнокорейские ученые разработали препарат против облысения В МИД Казахстана рассказали, когда может состояться очередной раунд переговоров по Сирии "Умный бы понял, что рука беспредела когда-нибудь настигнет и его": украинцы ответили Зеленскому по поводу возможного запрета "Сватов" ВСУ не удалась диверсия против ЛНР Без этого экономика не растет: Зеленский раскритиковал СБУ из-за «Сватов» Из Северной Кореи в Японию на деревянном судне добрались восемь человек Созданием газомоторной инфраструктуры в Боливии займется "Газпром"  
Чехия с Германией бьют козыри Украины и Польши по блокировке российского "Северного потока-2"

Заявление президента Чехии Милоша Земана, что его страна поддерживает строительство газопровода Nord Stream 2, демонстрирует отсутствие консолидированной позиции в Евросоюзе по Северному потоку-2. Об этом ФБА Экономика сегодня рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

10:43  24 Ноября 2017
57
Новый президент Киргизии присвоит Атамбаеву звание Героя республики

Бывшему президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву будет присвоено звание Героя республики. Об этом заявил новый глава государства Сооронбай Жээнбеков.

10:36  24 Ноября 2017
38
Минобороны выложило видео испытаний новой ракеты ПРО

В Сети появились кадры испытания модернизированной российской ракеты системы ПРО. Их опубликовало Минобороны РФ.

10:35  24 Ноября 2017
46
"Второе и первое места займут Зеленский и Верка Сердючка": украинцы обсуждают появление лидера "Океана Эльзы" в президентском рейтинге

Появление на третьем месте в рейтинге поддержки кандидатов на пост президента Украины лидера группы Океан Эльзы Святослава Вакарчука вызвало резонанс в стране

10:31  24 Ноября 2017
31
Студенты из Петербурга создали одноместный автомобиль, работающий на солнечных батареях

Петербургские студенты собрали уникальный автомобиль, который работает на солнечных батареях.

10:30  24 Ноября 2017
51
«Двери политики всегда открыты»: президент Турции не исключил контактов с Асадом по проблеме сирийских курдов

Президент Турции Реджеп Эрдоган не исключил будущих контактов с главой Сирии Башаром Асадом по противодействию силам самообороны сирийских курдов (YPG), которых в Анкаре считают террористической организацией. С таким заявлением турецкий лидер выступил перед журналистами.

10:23  24 Ноября 2017
51
Туск заявил Порошенко, что ЕС никогда не признает Крым в составе РФ

Евросоюз никогда не признает Крым в составе РФ. Об этом заявил председатель Евросовета Дональд Туск после встречи с президентом Украины Петром Порошенко.

10:18  24 Ноября 2017
58
СМИ сообщают о рассекречивании документов о встречах военных летчиков с НЛО

Руководство ВВС Дании приняло решение рассекретить все документы об НЛО, имеющиеся в архивах военных.

10:11  24 Ноября 2017
178
Федерация бобслея РФ призовет дать слово отстраненным спортсменам

Федерация бобслея России потребует предоставить слово отстраненным спортсменам.

10:05  24 Ноября 2017
60
Южнокорейские ученые разработали препарат против облысения

Специалисты из Южной Кореи разработали препарат, препятствующий облысению. Создать такое лекарство ученым помогло исследование, в ходе которого была установлена причина стремительной потери волос.

9:59  24 Ноября 2017
44
Минивэн Ford Tourneo Custom начали продавать через интернет

В Санкт-Петербурге начались онлайн-продажи минивэнов Ford Tourneo Custom.

9:57  24 Ноября 2017
33
В МИД Казахстана рассказали, когда может состояться очередной раунд переговоров по Сирии

Представители Министерства иностранных дел Казахстана рассказали, когда в Астане стартует восьмой раунд межсирийских переговоров. По словам замглавы внешнеполитического ведомства Акылбека Камалдинова, очередная серия встреч может начаться после 20 декабря.

9:45  24 Ноября 2017
60
Эксперты назвали самые популярные у угонщиков автомобили в РФ

Эксперты перечислили наиболее популярные у угонщиков автомобили в России.

9:41  24 Ноября 2017
944
В Москве в парке "Сокольники" можно будет заняться тюбингом

В Москве появился новый вид зимнего отдыха, теперь жители столицы смогут кататься на надувных санках.

9:31  24 Ноября 2017
31
В парламенте Крыма спрогнозировали бойкот Украины иностранцами

В парламенте Крыма назвали причины, по которым Украина может столкнуться с бойкотом со стороны иностранцев.

9:28  24 Ноября 2017
59
Глава Латвийских железных дорог назвал остатки транзита из России «последней надеждой Прибалтики»

Россия перевела основную часть своего грузопотока на отечественную бортовую инфраструктуру, что отразилось на прибыли транспортных компаний Прибалтики. Вместе с тем, некоторые российские товары продолжают поступать в Латвию, поддерживая экономику страны.

9:24  24 Ноября 2017
241
На мухах-мутантах на МКС испытают действие искусственной гравитации

На МКС проведут эксперимент с созданием искусственной гравитации. Действие мини-центрифуги протестируют на мухах и червях.

9:15  24 Ноября 2017
59
"Умный бы понял, что рука беспредела когда-нибудь настигнет и его": украинцы ответили Зеленскому по поводу возможного запрета "Сватов"

Украинский артист Владимир Зеленский высказался по поводу возможного запрета Службой безопасности Украины сериала Сваты, в котором он снимался

9:11  24 Ноября 2017
4 843
ВСУ не удалась диверсия против ЛНР

Официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко сообщил, что две диверсионно-разведывательные группы ВСУ пытались подойти к позициям ополченцев в районе посёлка Фрунзе для совершения провокации.

9:07  24 Ноября 2017
233
«Ресурс Запада исчерпан»: эксперты оценили «допинговую атаку» на Россию

Эксперты оценили давление на Россию из-за так называемого «допингового скандала», который ставит под вопрос участие РФ в зимней Олимпиаде.

9:01  24 Ноября 2017
138
В Москве предложили проект по созданию очков виртуальной реальности с имитациями эмоций

Программное обеспечение для очков разработал Московский демонстрационный центр виртуальной и дополненной реальности NewsRoom.

8:53  24 Ноября 2017
112
В Москве до конца 2018 года реконструируют здание кинотеатра «Волга»

Проект реконструкции утвердила Москомархитектура.

8:32  24 Ноября 2017
546
Президента Чехии на Урале сделают почетным доктором

В Екатеринбург с рабочим визитом в пятницу 24 ноября прилетел президент Чехии Милош Земан.

8:25  24 Ноября 2017
59
Без этого экономика не растет: Зеленский раскритиковал СБУ из-за «Сватов»

Актер Владимир Зеленский высказался по поводу возможного запрета показа сериала «Сваты» на украинской территории.

8:18  24 Ноября 2017
3 919
Из Северной Кореи в Японию на деревянном судне добрались восемь человек

В префектуре Акита на севере Японии были обнаружены восемь граждан КНДР, которые добрались сюда на деревянном судне.

8:10  24 Ноября 2017
87
Созданием газомоторной инфраструктуры в Боливии займется "Газпром"  

Совместное предприятие по развитию инфраструктуры газомоторного топлива в стране создадут Gazprom EP International и боливийская государственная Yacimmientos Petroliferos Fiscales Bolivianos.

8:06  24 Ноября 2017
51
Новый глава Киргизии заявил о наращивании партнерства с Россией

В пятницу 23 ноября в Киргизии вступил в права новый глава государства Сооронбай Жээнбеков.

7:58  24 Ноября 2017
105
Российский режиссер Звягинцев получил премию кинофестиваля в Австралии за фильм «Нелюбовь»

За фильм «Нелюбовь» российский режиссер Андрей Звягинцев получил премию Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии «Лучшая режиссерская работа».

7:51  24 Ноября 2017
49
Во Всемирные военные игры включат гимнастику и бадминтон

В Китайском городе Ухань с 18 по 27 октября 2019 года пройдут Седьмые Всемирные летние военные игры.

7:41  24 Ноября 2017
44
Федерация бобслея РФ будет защищать скелетонистов с помощью адвокатов

С решением Международной федерации бобслея и скелетона (IBSF) о временном отстранении российских скелетонистов от соревнований Федерация бобслея РФ не согласна.

7:31  24 Ноября 2017
54