Общественная палата (ОП) России приняла резолюцию, по которой утилизацией мусора к 2025 году смогут заниматься только мусороперерабатывающие заводы (МПЗ), а полигоны твердых бытовых отходов будут полностью запрещены. «Экономика сегодня» изучила ситуацию на рынке.
Стоит отметить, что не все ведомства поддерживают инициативу Общественной палаты. Если Минприроды выступает на стороне ОП, то Росприроднадзор придерживается противоположной позиции и отстаивает необходимость сжигать мусор. Тем не менее, резолюция уже направлена во все основные министерства страны, включая Госдуму и Совет Федерации.
В резолюции ОП говорится, что переход от сжигания к переработке может состояться и раньше 2025 года, если все небольшие города с населением меньше 150 тысяч человек построят и будут содержать собственные заводы по переработке отходов.
Но даже в самой ОП не все положительно реагируют на такие предложения. Руководитель комиссии по развитию инфраструктуры Игорь Шпектор считает, что «малые города не смогут в таком объеме производить отходы, чтобы их переработка стала рентабельной».
Экономист петербургского «Завода по механизированной переработке бытовых отходов» Вячеслав Зимницкий подтвердил «Экономике сегодня», что «сегодня рентабельность переработки достаточно низкая».
«Нам как государственному унитарному предприятию устанавливают тарифы, а все расходы проверяет комитет по тарифам. Естественно, что тарифы должны соответствовать ставке сбора для населения», - объясняет Зимницкий.
«Переработка находится в зачаточном состоянии. У нас сейчас перерабатывается только такое вторсырье, которое можно быстро продать. До тех пор, пока не будет конкретных шагов по раздельному сбору отходов, переработка будет нерентабельна», - считает Зимницкий.
Хотя, по мнению экспертов отрасли, строительство и дальнейшее содержание МПЗ гораздо дешевле содержания мусоросжигающего завода (МСЗ). Да и срок окупаемости у МПЗ порядка двух лет, что гораздо меньше, чем у МСЗ. Переработка отходов, при хорошем спросе на вторсырье, может приносить России в будущем до 3,5 млрд долларов в год.
Павел Бойков
фото: ФБА "Экономика сегодня", Виктор Сухоруков