Разработчики летающих автомобилей устраивают гонки между собой

Еще до того, как Джордж Джетсон очаровал детей мультяшным летающим автомобилем, люди мечтали летать над пробками. Изобретатели и предприниматели уже давно пытаются, но пока не могут воплотить мечту в реальность. Впрочем, это очень скоро может измениться, уверяет издание seattletimes.com.

Почти полтора десятка компаний по всему миру, в том числе богатый европейский производитель самолетов Airbus, конкурируют, чтобы первыми разработать новый вид самолетов, который позволит пассажирам парить над переполненными дорогами.

Несколько самолетов, находящихся в разработке, представляют собой машины с крыльями, которые раскрываются для взлета, но большинство из них – не автомобили вовсе. Обычно они взлетают и приземляются вертикально, как вертолеты. А вместо одного большого несущего винта у них несколько маленьких. Каждый винт работает от электрического двигателя на батарее, а не как обычный самолет с поршневым двигателем.

Конечно, нет 100-процентной уверенности, что мечты о летающем автомобиле превратятся в реальность. Для этого есть много препятствий, в том числе убедить власти, что самолеты безопасны, выяснить, как регулировать движение тысяч новых низколетящих самолетов над городами, чтобы избежать столкновений, и разработать батареи, которые смогут держать их в воздухе достаточно долго, чтобы выполнять свою функцию.

Но предприниматели движутся вперед. Они видят огромный потенциал развития рынка  “аэротакси” и личных небольших самолетов для перевозки людей из пригородов в центры городов при росте их загруженности, когда люди тратят все больше времени в пробках. Они представляют, как десятки тысяч «летающих такси» будут доставлять пассажиров на крыши офисных зданий в центрах городов и на другие посадочные площадки в часы пик.

“Уже в ближайшие 10 лет аппараты могут появиться на рынке и совершить революцию в поездках для миллионов людей”, - заявил Зак Ловеринг, лидер проекта компании Airbus по развитию автономного летающего такси под названием «Вахана». Название означает транспортное средство одного индуистского божества.

В октябре «Убер» выпустил 98-страничный доклад в поддержку бизнеса аэротакси, которое компания рассматривает как будущее транспорта по требованию. «Убер» не планирует разрабатывать летающую машину, а только консультирует несколько компаний, которые этим занимаются.

“Мы хотим сыграть роль катализатора для всей отрасли”, - заявил Нихил Гоэль, менеджер «Убер» по проектам перспективных программ.

Некоторые самолеты – беспилотники, которые будут перепрограммироваться для каждого рейса и контролироваться или управляться с земли или командного центра. Другие подразумевают наличие людей-пилотов.

Пока неясно, сколько такой самолет будет стоить, хотя цены могут значительно разниться. Некоторые из этих самолетов предназначены для частного владения, в то время как другие – для коммерческого использования. Создатели надеются, что если спрос будет высоким, то цены могут стать доступными за счет эффекта массового производства.

Несколько недавних разработок могут поспособствовать реализации этих проектов. Достижения в сфере вычислительной мощности позволяют говорить о том, что роторы на дронах-мультикоптерах можно будет регулировать много раз в секунду, что обеспечит легкую управляемость самолетов. Беспилотники также получили толчок к развитию, благодаря достижениям в области технологии батарей и электрических моторов. Некоторые компании, такие как китайский создатель дронов EHang, уже совершенствуют дроны, чтобы те могли перевозить людей.

Еще один самолет в стадии разработки от компании Joby Aviation (расположенной в Санта-Крус, штат Калифорния) - S2 - больше похож на обычный самолет, за исключением наличия у него вдоль крыльев и хвоста 12-ти поворотных винтов. А некоторые, как «Вахана» - кабина на полозьях, окруженная винтами спереди и сзади – совсем не похожи на существующие сегодня самолеты.

Гонки разработчиков летающего автомобиля
NASA разрабатывает систему управления воздушным движением для малых беспилотников, которые, возможно, могут быть разработаны до летающих авто

Ключевой для многих проектов будет разработка более емкой облегченной батареи. В настоящее время доступны аккумуляторы, которые, вероятно, позволят воздушному такси держаться в воздухе около 15-30 минут, прежде чем ему придется приземлиться, полагают эксперты. В зависимости от того, как быстро летит самолет, этого, по всей видимости, не вполне достаточно, чтобы перевозить пассажиров между близлежащими городами или в мегаполисах.

Еще одно препятствие – получение сертификации для каких-либо принципиально новых видов самолетов от Федерального управления авиации (ФУА), учитывая, что утверждение даже небольших изменений в авиационной технике может занимать годы.

В ФУА заявили, что создадут “гибкий, открытый и ориентированный на риски подход” к летающим автомобилям. ФУА обсудило с несколькими производителями сертификацию самолетов, которые поначалу будут летать с пилотом, а позже будут преобразованы в автономные пассажирские самолеты.

Хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы убедиться, что автономные самолеты безопасны. “Мы считаем, что технологии автоматизации, которые в настоящее время используются для беспилотных полетов и имеют низкие риски, когда будут полностью  разработаны, смогут оказать положительное влияние на безопасность полетов”, - отмечает агентство.

Снижение уровня шума является еще одной проблемой, так как аэротакси будут совершать взлет и посадку в густонаселенных районах. Проблемой будет являться и создание удобных посадочных площадок для нескольких самолетов одновременно. Новая система управления воздушным движением также, вероятно, будет необходима.

“Довольно очевидно, что существующие системы управления воздушным движением не подойдут для плотного движения на низких высотах, о котором говорят люди”, - заявил Джон Хансман, профессор Массачусетского технологического института, который возглавляет исследовательский и инженерно-консультативный комитет Федерального управления авиации.

NASA разрабатывает систему управления воздушным движением для малых беспилотников, которые, возможно, могут быть разработаны до летающих автомобилей.

“Нет сомнений, что мы можем построить такой автомобиль, - сказал Хансман. - Большая проблема заключается в том, можно ли построить автомобиль, который будет работать в тех местах, где люди хотят его использовать».