Российские работодатели считают выпускников вузов не готовыми к взрослой жизни
 /  Степан Яцко

Сегодня многие молодые специалисты не могут найти работу, хотя во многих сферах отмечается дефицит квалифицированных кадров. О том, почему это происходит, и что делают вузы для помощи своим студентам в будущем трудоустройстве, "Экономике сегодня" рассказала HR-директор Университета ИТМО Ольга Кононова.

- Ольга, расскажите, почему у выпускников возникают трудности в поиске работы?

- Самая озвучиваемая работодателями проблема – отсутствие у молодых специалистов профессионального опыта.  Более серьезные проблемы – это перенасыщение рынка труда или неготовность отрасли принять слишком передовую специальность в требуемом объеме. Иногда отрасль просто не справляется с быстро происходящими изменениями. В таких случаях можно говорить не о трудностях в поиске работы в общем, а о сложности с трудоустройством по профилю. Задачи планирования рынка труда, внедрения новых профессий и компетенций в производство и бизнес-процессы должны решаться системно, при взаимодействии государственных структур, бизнеса и общества. Это глобальный и сложный процесс.

- Но всё же в большинстве сфер постоянно требуются квалифицированные кадры. Почему в этом случае выпускники не могут трудоустроиться?

- Частично это происходит из-за того, что компании не взаимодействуют с ними на стадии обучения. Работодатели отмечают длительный период погружения в бизнес-процессы и рабочие задачи только выпустившихся специалистов, сложности в трансформации образовательных компетенций в реальные и общей неподготовленности выпускников к реалиям взрослой жизни. Это в том числе проблемы коммуникации с коллегами и руководством, тайм-менеджмента и планирования.

Хотя, конечно, проблемы адаптации – не самые серьезные. В конце концов, каждый новый сотрудник компании, будь он опытным профессионалом или молодым специалистом, проходит адаптационный период. Профильные отделы HR-служб стремятся увеличить скорость выхода сотрудников на максимальный КПД и снизить затраты на этот процесс. А работа с молодыми специалистами – один из способов решения данной задачи.

Российские работодатели считают выпускников вузов не готовыми к взрослой жизни
Российские вузы активно привлекают бизнес-партнеров для трудоустройства студентов и выпускников

- Какую роль в таком случае может сыграть вуз?

- Наш университет максимально вовлекает индустрию в образовательную деятельность: помимо кафедр, такую задачу ставят себе руководители всех административных подразделений, работающих с промышленностью, таких как Центр карьеры Университета ИТМО. Нам не столько важно работать с открытыми part-time и full-time вакансиями для обучающихся и выпускников – это самая легкая из задач, которую мы реализуем. Важнее же убедить работодателей начинать работать с молодыми специалистами как можно раньше и как можно более эффективно.

- В каком формате вы видите эту работу?

- Один из самых полезных для обучающихся, на мой взгляд, вариантов – когда бизнес-партнер заряжен на стратегическое участие в образовательной деятельности: готов проводить практические занятия на своем производстве или даже читать дисциплины. Таким образом он дает возможность решать реальные производственные высокотехнологичные задачи в рамках научно-исследовательских, курсовых и дипломных работ.

Также очень ценны партнеры, HR-службы которых организуют стажерские программы. Самые полезные для работодателей – долгосрочные, позволяющие работать с молодым специалистом, например, по 2 летних месяца в течение 2-3 лет, с возможностью последующего предложения о работе.  Организация стажировки – только на первый взгляд простая задача.  Чтобы такая программа была эффективной, сотрудники HR-подразделений, помимо поиска и отбора подходящих кандидатов, должны проводить серьезную работу внутри компании, объясняя своим сотрудникам, насколько важно ставить перед молодыми специалистами реальные задачи, доверяя им их решение, а не просто скидывать рутинную работу, до которой у самих давно не доходят руки.  Мы очень ценим компании, мыслящие открыто и готовые проводить интересные конкурсы, использовать интерактивные методы взаимодействия со стажерами.  Чем больше возможностей у студента попробовать себя в решении практических задач, тем лучше.

- Многие ли вузы используют такие методы? Насколько хорошо они решают глобальные задачи рынка труда?

- Перечисленные форматы взаимодействия Центра карьеры и работодателей – достаточно универсальные способы приближения высшего образования к реалиям индустрии. Но форматы эти скорее локальные, реализуемые на уровне административного подразделения Университета ИТМО, который решает конкретные задачи и особенно ориентирован на промышленность.  Если же говорить о способах сближения бизнеса и высшего образования в глобальном плане, то здесь, конечно, не обойтись без более глубокого и системного проникновения индустрии в образовательные программы.