Россию и Китай на долгие годы свяжет один вертолет
 / 

После длительных и безуспешных торгов с международными авиапромышленниками, Китай предпочел строить долгосрочные отношения с «Вертолетами России», сделав ставку  на производство универсальных машин.

«Китай может воспроизвести любые технологии. Но они еще никогда не занимались производством тяжелых вертолетов. У них просто нет опыта. И Россия оказалось единственной страной, которая может оказать им необходимую технологическую поддержку», - заявляет ФБА «Экономика сегодня» эксперт в области военной авиации, заместитель главного редактора журнала "Арсенал Отечества", Дмитрий Дрозденко.

Напомним, что летом 2016 года в ходе официального визита Президента России Владимира Путина в Китай состоялось подписание соглашения по совместному строительству тяжелого гражданского вертолета. 7 февраля 2017 года на официальном портале Правительства России был опубликован документ за подписью премьер-министра России Дмитрия Медведева, дающий старт реализации двусторонней программы.

Никто кроме нас

«Конечно, до того как было подписано соглашение с нами, Китай совершал различные телодвижения в поисках будущих партнеров. Рассматривались даже варианты по поставкам двигателей украинской компании «Мотор Сич». Попытки были, но все они на самом деле оказывались плачевными. Стоит объективно понимать, что изготовить вертолетные двигатели, как и прочие комплектующие, удовлетворяющие требования китайской стороны, кроме нас не может никто», - подчеркивает эксперт .

Главными участниками стартующей двусторонней программы станут «Вертолеты России» и китайская AVIC ("Китайская авиационно-промышленная корпорация"). Совместными усилиями им предстоит разработать совершенно новый перспективный тяжелый вертолет AHL (Advanced Heavy Lifter). По требованиям китайской стороны, максимальная взлетная масса вертолета составит 38,2 тонны, практический потолок - 5,7 тысячи метров. Дальность его полета будет достигать 630 км, максимальная скорость - 300 км/ч.

Патент на двоих

Сегодня участники соглашения с завидной регулярностью подчеркивают, что реализация проекта будет способствовать «укреплению дружеских связей между Россией и Китаем в целом». Впрочем, экономическая составляющая в данном случае может оказаться гораздо крепче.

Россию и Китай на долгие годы свяжет один вертолет
Реализация проекта по строительству вертолета будет способствовать укреплению дружеских связей между Россией и Китаем в целом

«Кто в конечном итоге будет обладать авторскими правами, сегодня сказать очень сложно. Но я уверен, что Россия вряд ли просто так позволит Китаю забрать общие разработки и получать с них прибыль. Скорее всего, это будет какое-то совместное в финансовом плане производство с российским технологическим участием», - заявляет Дмитрий Дрозденко.

Не скрывает эксперт и то, что «гражданским» вертолет может стать весьма условно: «На самом деле, можно по пальцам пересчитать те виды техники, которые служат только по своему прямому, заявленному изначально, назначению и никак иначе. Обычно одни и те же вертолеты могут и грузы транспортировать, и пожары тушить, и использоваться в военных целях. Осмелюсь предположить, что, судя по заявленным китайской стороной требованиям, в результате реализации проекта будет построен как раз такой, универсальный вертолет для гражданских и военных нужд».

Миллион пишем, сто в уме                                                                               

Стоимость проекта, как и цена будущих российско-китайских вертолетов, в настоящее время не озвучивается даже условно.

«Все цифры, которые могли быть названы ранее, очень приблизительные, и, скорее всего, окажутся далеки от истины. Будущий вертолет сегодня оценивается только в эскизном варианте, хотя мы и понимаем, что прорабатываться он будет на базе нашего МИ-26. Но говорить о какой-то конкретике можно будет лишь после того, как появятся готовые чертежи. Только тогда мы будем представлять, какие комплектующие нам нужны, и какова их стоимость, - отмечает Дрозденко. - Так в свое время американцы создавали свой F-35 в качестве дешевой замены своей устаревшей техники. Тогда его себестоимость оценивалась примерно в 20 млн. долларов. Сегодня реальная цена перешагнула порог в 150 млн. Чтобы нам не оказаться в подобной ситуации, никто не станет делать каких-то условных прогнозов. По крайней мере, до того, как наша разработка будет готова к воплощению в металл».

Единственно, о чем однозначно могут сегодня заявлять как участники соглашения, так и наши эксперты, это долгосрочность предстоящего российско-китайского партнерства. Судя по предварительным оценкам, спрос на новые вертолеты составить более чем 200 единиц, которые должны будут пополнить авиапарки Китая до 2040 года. Если разработчикам удастся соблюсти правильный баланс между себестоимостью и практичностью новых AHL, объемы заказов даже по самым скромным оценкам увеличатся в десятки раз.