18 +
Поиск

Мировая инфляция подгоняет вверх цены на автомобили в России, провоцируя рост на 20%-30%. Как изменится состояние внутреннего рынка в течение 2022 года и что помешает дальнейшему удорожанию, рассказывает ФБА «Экономика сегодня».

Около 50% россиян, которые хотели бы приобрести автомобиль, откладывают сделку из-за высоких цен, показал опрос, проведенный порталом «Дром». Покупку в текущем году планируют 22% респондентов, при этом 17% попытаются найти варианты на вторичном рынке, а 5% рассчитывают потратиться на новые автомобили.

Снижение трафика, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», продолжается с конца октября 2021 года. В январе текущего года индекс контрактования РОАД с учетом данных о расторжении контрактов сократился на 20%.

Аналитики «Дрома» допускают продолжение роста цен и усиление автомобильного дефицита из-за снижения спроса. Вероятно, россияне предпочтут не продавать машины, которыми пользуются сейчас.

Средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России выросла на 20% и превысила отметку в 2 млн рублей в 2021 году. Данные агентства «Автостат» с учетом так называемых «накруток» дилерских центров свидетельствуют о значительном росте на 35%-40%.

Ведущий эксперт Центра политических технологий, доктор экономических наук, профессор Никита Масленников в беседе с ФБА «Экономика сегодня» согласился с тем, что автомобильный рынок переживает влияние инфляционных процессов, как в России, так и в мире.

«В ближайший год среди россиян будет превалировать мотивация к покупке подержанных автомобилей на вторичном рынке, потому что новые модели, особенно премиум-класса, действительно существенно дорожают. Темпы роста цен останутся достаточно высокими в текущем году», - подчеркнул эксперт.

Очередное изменение цен с учетом инфляции, валютных курсов, а также увеличения себестоимости производства и других рыночных и экономических факторов зафиксировано в начале года. По данным, приведенным в исследовании сервиса «Авто.ру», в январе цены выросли на автомобили 32 брендов в среднем на 13% относительно января 2021 года.

Так за первый месяц текущего года сильнее подорожал электрокар Porsche Taycan: прибавка к цене составила 20% или 1,4 млн рублей. Среди популярных в России автомобилей 4,1% или 70 тысяч рублей прибавили Kia Seltos, 3,6% или 82 тысяч рублей Lada Vesta, 3,5% или 72 тысяч рублей Skoda Karoq, а также 3,2% или 57 тысяч рублей Lada Granta.

Роста цен на авторынке снижают шансы россиян приобрести новенькую иномарку на накопления, поэтому многие отдают предпочтение автокредиту. В силу того, что такой способ позволяет получить дилерскую скидку, автолюбители закрывают глаза на переплаты и затраты на КАСКО.

Однако стоимость автомобильного кредитования также меняется не в лучшую для россиян сторону на фоне ужесточения денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. В феврале 2022 года главный регулятор в очередной раз повысил ключевую ставку до 9,5%, напомним, что весной прошлого года она находилась на уровне 4,25%.

К причинам удорожания авто следует отнести не только общую инфляцию, поскольку они также кроются в нарушении логистических цепочек, нехватке комплектующих и сохранении мирового дефицита микрочипов и полупроводников, отмечает экономист Никита Масленников.

«Указанные факторы могут оказывать влияние на российский авторынок весь текущий год и ослабить его к середине 2023 года. Хотя в прошлом году мировой уровень продаж полупроводников не только для автомобильной техники превысил полтриллиона долларов США - это рекордная величина за последнее десятилетие.

Тем не менее дефицит сохраняется, из-за чего авторынок находится под растущим давлением перехода производства микрочипов в компьютерную отрасль. Спрос на электронные изделия при этом растет на фоне популяризации удаленной занятости, телефонизации и высокой популярности игровых приставок», - рассуждает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Автомобильная отрасль попадает в серьезную конкуренцию с другими, где используются аналогичные комплектующие. Это заметно сказывается на ценах иномарок, поэтому до конца 2023 года изменений в конъюнктуре продаж ждать не следует: вероятно, дорожающие новые автомобили окончательно переключат внимание россиян на вторичный рынок.