18 +
Поиск

Продукция промышленных предприятий России пользуется спросом за рубежом. Одна из перспективных отраслей - экспорт железнодорожных вагонов и электропоездов, лидером в которой является «Трансмашхолдинг» (ТМХ). О том, как предприятию удается сохранять первенство в такой непростой сфере, ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент «ТМХ Интернешнл» Ханс-Мартин Шаберт.

- Господин Шаберт, у «Трансмашхолдинга» богатая экспортная история. Недавно ТМХ выиграл тендер на поставку электропоездов Аргентине. Какие качества продукции холдинга стали решающими для заказчика?

- В общей сложности процесс выбора поставщика занял более трех лет. Организаторы уделяли особое внимание точному соответствию техническим требованиям тендера, наличию у компаний-участников опыта производства и обслуживания подобного подвижного состава, а также готовности частично локализовать производство в Аргентине.

С одной стороны, ТМХ уже четыре года ведет активную деятельность в этой стране, сотрудничая с местными грузовыми и пассажирскими железнодорожными перевозчиками в качестве промышленного инвестора и технологического партнера. На базе нескольких депо компания предоставляет услуги обслуживания, ремонта и модернизации различного подвижного состава, а также осуществляет управление цепочками поставок запасных частей. С другой стороны, ТМХ - один из лидирующих производителей подвижного состава в мире с широким опытом не только производства и обслуживания техники, но и развития промышленности, а также налаживания цепочек поставок.

- В июньском интервью «Интерфаксу» генеральный директор ТМХ Кирилл Липа называл экспорт электропоездов «следующей спортивной лигой». Почему экспорт электропоездов важнее и престижнее экспорта вагонов?

- Как известно, в составах электропоездов не используется локомотив - вместо него реализуется принцип распределенной тяги, когда электродвигатели и сопутствующее оборудование распределены по вагонам состава. Вагоны для таких поездов получаются более технологичными, более сложными в производстве и разработке. Взамен поезда на базе таких вагонов способны быстро разгоняться и тормозить на коротких перегонах между станциями, относительно малошумны и не загрязняют окружающую среду, что очень важно, например, для организации городских перевозок.

Платформа электропоездов «Иволга» - на 100% российская разработка. Производимые на ее базе поезда более чем на 90% состоят из комплектующих российского производства, включая все основные системы и узлы, что позволяет обеспечивать заказами множество российских предприятий-смежников из различных регионов страны. В производстве электропоездов для Аргентины будут на протяжении нескольких лет заняты около 25 тыс. человек из различных российских предприятий.

Модификация «Иволги» для Аргентины будет спроектирована действующим в рамках группы ТМХ крупнейшим в России инжиниринговым центром «ТМХ Инжиниринг», подразделения которого расположены в девяти городах и насчитывают в общей сложности более 1100 сотрудников.

- Для экспорта в Аргентину холдингом были выбраны электропоезда «Иволга». Почему выбор пал именно на них?

- Платформа электропоездов «Иволга» предполагает использование наиболее современных технических решений для организации городских, пригородных и межрегиональных перевозок со скоростью до 160 км/ч. «Иволги» модификаций 1.0 и 2.0 уже успешно обслуживают Московские центральные диаметры (МЦД) - новую транспортную систему, работающую в столичной агломерации с 2019 года.

Решения, применяющиеся на этой платформе, получили положительную оценку от 95% пассажиров МЦД. Широкие входные двери (1400 мм) обеспечивают более комфортную посадку и высадку пассажиров. Отсутствие тамбуров гарантирует комфорт даже в часы пик; сквозной проход между вагонами - равномерное распределение пассажиров по всему внутреннему пространству поезда.

В электропоезде предусмотрена система кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха. Применено адаптивное освещение: световая температура меняется в зависимости от времени суток. В головных вагонах есть возможность размещать велосипеды и устанавливать вендинговые аппараты и кофемашины. Туалетные комнаты оборудуются сенсорными кранами, дозаторами жидкого мыла, электросушилками для рук, пеленальным столиком.

В прошлом году на международной выставке ЭКСПО 1520 была представлена следующая версия поезда этой платформы - «Иволга 3.0». Ожидается, что в текущем году поезд уже пойдет с пассажирами.

Модификация платформы «Иволга» для Аргентины станет новой ступенью развития платформы.

- Отличаются ли требования к вагонам и поездам в нашей стране и в других странах, с которыми сотрудничает или предполагает сотрудничество ТМХ? Требуется ли адаптировать продукцию для экспорта?

- Модификация платформы «Иволга» для Аргентины будет спроектирована для колеи 1676 мм (российская модификация, используемая на МЦД, - 1520 мм) и контактной сети переменного тока 25 кВ (российская модификация, используемая на МЦД, - 3 кВ постоянного тока). Корпус электропоезда будет выполнен в трехдверном исполнении (модификация для МЦД предполагает двухдверное исполнение). Кроме того, предполагается согласовать с заказчиком ряд технических и интерьерных решений, а также требуемую условиями тендера локализацию производства.

- Как сказывается расширение экспорта и промышленного присутствия компании за рубежом на работе предприятий в России?

- Если взять в качестве примера египетский проект ТМХ - крупнейший в истории Египетских национальных железных дорог контракт на поставку 1300 пассажирских вагонов общей стоимостью более 1 миллиарда евро, - то мы наблюдаем невиданное ранее развитие международной производственной кооперации, логистических связей, финансовых инструментов.

Проект финансируется совместно венгерским и российским экспортно-импортными банками. Производство осуществляется в России (на Тверском вагоностроительном заводе, ТВЗ) и в Венгрии (на предприятии Dunakeszi Járműjavító). Выпускаемые в Венгрии вагоны собираются из российских вагонокомплектов с использованием венгерских компонентов. Стороной, ответственной за передачу технологий и организацию производства в Венгрии, выступает ТВЗ. Сертификация и обкатка вагонов проходят по европейским стандартам. Происходит регулярный обмен опытом между специалистами из Венгрии, Египта и России.

Подобные проекты обладают существенным мультипликативным потенциалом и позволяют развивать производственную кооперацию на домашнем и международном рынках.

Проект активно поддерживается профильными ведомствами Египта и Венгрии, а также руководством России и министерством промышленности и торговли.

- ТМХ поставляет технику более чем в 30 стран. Насколько велика конкуренция на этом рынке и что позволяет компании удерживаться на четвертом месте по поставкам? Каковы дальнейшие перспективы?

- «Трансмашхолдинг» считает расширение географии деятельности одним из приоритетов развития. Помимо традиционных рынков пространства 1520 (территории, где используется «русская колея», - страны бывшего СССР, а также Финляндия и Монголия. - Прим. ред.) в последние годы холдинг закрепляется в новых для себя регионах и на других континентах - в Латинской Америке, Африке, Центральной и Восточной Европе. При этом стратегия международной экспансии предполагает переход от экспортной модели к постоянному присутствию на целевых рынках и тесному взаимодействию с текущими и перспективными клиентами. Последнее является ответом на один из самых актуальных запросов из многих регионов мира: заказчики заинтересованы в том, чтобы производитель не просто поставлял подвижной состав в соответствии со своими требованиями, но также готов был оказать содействие в организации сервиса, в передаче технологий, развитии цепочек поставок.

В Аргентине, например, ТМХ уже четыре года ведет активную деятельность, сотрудничая с местными грузовыми и пассажирскими железнодорожными перевозчиками в качестве промышленного инвестора и технологического партнера. На базе нескольких депо компания предоставляет услуги обслуживания, ремонта и модернизации различного подвижного состава, а также осуществляет управление цепочками поставок запасных частей.

Аргентина реализует амбициозный план по модернизации сети железных дорог, и ТМХ готов задействовать весь свой опыт и ресурсы для участия в этом проекте.