Эксперт оценил риски российско-китайского вертолета с украинским двигателем
 /  Дмитрий Жаворонков

Привлечение украинского производителя турбовальных двигателей АИ-136Т для российско-китайского вертолета AHL может создать дополнительные сложности в реализации проекта. Однако с высокой степенью вероятности политическая обстановка на Украине не скажется на судьбе вертолета, считают эксперты.

Китайский фактор сыграет свою роль

«Предприятие «Мотор Сич» всегда было дружественным нашей стране, а его глава Вячеслав Богуслаев участвовал во всех форумах и находится в достаточно хороших отношениях с Россией. Хотя то, что творится на Украине в политическом плане, конечно, мешает нашему сотрудничеству, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко. – Однако в строительстве AHL крайне заинтересована третья сторона – Китай, и против Китая украинский политический истеблишмент «прыгать» вряд ли посмеет – не рискнет здоровьем. Проект достаточно важный и планировался давно, еще до переворота на Украине. Поэтому здесь, скорее всего, все договоренности будут соблюдены. Тем более, у «Мотор Сич» колоссальный опыт. Это предприятие в свое время многое делало совместно с российскими компаниями в области вертолетостроения. К счастью, «Мотор Сич», в отличие от «Антонова», пока еще благополучно работает.

Мотор Сич» производит двигатели по технологии еще советского периода. Когда СССР развалился, этот двигателестроительный блок стал украинским, но делал двигатели для наших вертолетов Ми-8, Ми-24. Теперь «Мотор Сич» по политическим причинам оказался по ту сторону баррикад».

Ранее газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в «Мотор Сич» сообщила о том, что украинская компания может предоставить  для совместного российско-китайского проекта тяжелого вертолета AHL турбовальные двигатели АИ-136Т. До этого вопрос о выборе двигателя оставался нерешенным и тормозил развитие проекта – двигатели такой мощности не производят ни на Западе, ни в КНР. Решение о выборе производителя остается за Китаем. При этом сейчас китайская Avicopter и «Вертолеты России» уже разрабатывают сценарии замены двигателя в случае срыва китайско-украинского сотрудничества.

Эксперт оценил риски российско-китайского вертолета с украинским двигателем
На прошлой неделе правительство РФ одобрило межправительственное соглашение с Китаем о разработке совместного проекта в вертолетостроении

В случае срыва сотрудничества с Киевом двигатели закажут у России

Россия и Китай прорабатывают сценарии ради перестраховки, поясняет Дмитрий Дрозденко. «Видя, что творится в политической жизни Украины, деловые партнеры должны иметь запасные варианты: может произойти что угодно. Если сотрудничество с Украиной по каким-либо причинам сорвется, двигатели для российско-китайского проекта закажут в России, промышленные возможности у РФ для этого есть», – отмечает эксперт.

Этим может заняться «Объединенная двигателестроительная корпорация» (структура «Ростеха»), в которую входит множество предприятий по производству двигателей. «В том числе ОАО «Климов». Поэтому, я думаю, что в случае возникновения проблем с украинскими партнерами этот вопрос будет решен, но с затяжкой по срокам. Кроме того, покупка двигателей у «Мотор Сич» обойдется дешевле – это вопрос технологической цепочки», – поясняет Дмитрий Дрозденко.

На прошлой неделе правительство России одобрило межправительственное соглашение с Китаем о разработке совместного проекта в вертолетостроении. «Вертолеты России» и китайская Avicopter вели переговоры по проекту тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL) «Авикоптер» с 2008 года. Разработку, испытания, сертификацию и серийное производство вертолета берет на себя китайская сторона. Россия со своей стороны предоставляет технологии, создает техническое предложение и разрабатывает отдельные системы. Взлетная масса вертолета составит 38 тонн, грузоподъемность – 10-15 тонн, скоростные возможности – до 300 км/ч.