18 +
Поиск

Покупка истребителей F-35 не означает скорое вступление Финляндии в НАТО, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Покупка истребителей F-35 не означает скорого вступления Финляндии в НАТО, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Военно-политическая интеграция Хельсинки в Альянс противоречит планам коллективного Запада по развитию отношений с Россией.

Информационное агентство Bloomberg сообщает, что Финляндия намерена приобрести американские истребители пятого поколения F-35 компании Lockheed Martin для замены существующего в финских ВВС парка военных самолетов.

Сегодня финны имеют на вооружении истребители F/A-18 Hornet, также производства США. Журналисты Bloomberg написали, что новые машины нужны Хельсинки «для обороны от России», но у Финляндии имеется особый статус страны-нейтрала, с гарантиями безопасности Москвы.

Финская ситуация возникла в 1944 году, когда Хельсинки вышел из союза с гитлеровской Германией и договорился с СССР, Великобританией и США по условиям сосуществования в новых реалиях. Появился термин «финляндизация», когда европейская страна не входит ни в НАТО, ни в Варшавский договор, а ее безопасность гарантируется системой межблоковых и межгосударственных договоренностей.

Финское издание Iltalehti утверждает, что интерес Финляндии к F-35 вызван длительным сроком службы самолета, но, во-первых, это крайне дорогая машина, а, во-вторых, контракт плотно связывает Хельсинки с США и НАТО. Однако закупка поддерживается финскими политиками, министерством обороны и чинами вооруженных сил данной страны.

В Bloomberg обращают внимание на выгоду данного контракта для США и НАТО, он дает долговременную связку с Финляндией, которая находится рядом с границами РФ. Москва негативно относится к усилению сотрудничества с НАТО со стороны Финляндии и Швеции.

Финнам необходим новый самолет, который сможет работать по принципу «воздух - поверхность» и «воздух - море», т. е. бороться как с морскими, так и с наземными целями. Новая машина должна в 2025-2030 годах заменить 64 единицы F/A-18 и служить в ВВС страны до 2060 года.

Bloomberg особенно напирает на оборону российско-финляндской границы, длиной в 1300 километров.

«От факта данного контракта ничего принципиально не изменится. В ближайшее время Хельсинки в НАТО не вступит, но никакого курса на сотрудничество с Москвой у Финляндии нет. Только финны понимают, что они больше зависят от России, чем другие западные страны, вследствие чего демонстрируют более осторожную позицию», - констатирует Брутер.

Президент Финляндии Саули Ниинисте дал интервью Financial Times, в котором призвал Запад считаться с национальными интересами РФ. Он отметил, что при взаимодействии с Москвой важно не провоцировать и не игнорировать позицию российской стороны.

Одновременно в целом линия Ниинесте неоднозначна: в других заявлениях политик говорил о «пространстве для маневра у Финляндии», в том числе по вступлению в НАТО. Так, он отреагировал на тезис России о негативном характере движения Альянса на восток.

Ниинесте назвал НАТО стабилизирующим фактором в европейской безопасности и позитивно высказался о его политике «открытых дверей».

Требования РФ к Альянса по отказу от приема новых членов в Финляндии восприняли в качестве вызова национальной безопасности, после чего появилась информация в Iltalehti, но в действительности данный контракт мало что меняет.

Вступление в Альянс шведов или финнов будет большим вызовом системе европейской безопасности, где кроме этих стран традиционным нейтралом является Австрия, которая стала таким государством после вывода войск союзников в 1955 году.

«Многие ведущие политические силы Финляндии выступают за вступление в НАТО. Вопрос в том, что такой шаг на самом деле не выгоден ни Финляндии, ни НАТО, он может привести только к новой “точке невозврата” в отношениях с РФ», - заключает Брутер.

Безопасности финнам это не прибавит, а обстановка в Европе, по крайне мере в среднесрочной перспективе, значительно ухудшится. Пока НАТО не решается и на более «легальные» шаги, например, на переброску ракетных подразделений в прибалтийские республики.

«Главное, чего хочет НАТО от России - это то, чтобы Москва не вышла из-под контакта. Натовцы хотят на Москву давить, а для того, чтобы это происходило, необходимо взаимодействие с российской стороной», - резюмирует Брутер.

Такая система отношений с коллективным Западом сложилась у РФ не только по линии НАТО, но по линии Совета Европе: Москву восстановили в ПАСЕ, чтобы не допустить выход нашей страны из общеевропейской платформы.

«Пока РФ сохраняет переговорный процесс, в НАТО не будут пытаться перейти много “красных линий”. Из-за этого идут разговоры про то, что Киев примут в Альянс через 20 лет, что Украина должна стать как Финляндия, о чем вчера сказал Вольфганг Ишингер. Эти заявления не имеют никакого смысла и значения, но они постоянно повторяются», - констатирует Брутер.

Коллективный Запад и НАТО, как его институт, заинтересованы в том, чтобы притягивать Финляндию, но не вести переговоры о вступлении в Альянс. Западным партнерам не выгодна жесткая ответная реакция реакция России.