18 +
Поиск

Введение пошлин на импорт энергоресурсов из РФ ударит по европейским потребителям, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, однако ЕС не привыкать заниматься санкционным мазохизмом.

Антироссийские тарифы повысят цены на нефть и газ в Европе

Европейцы задумались о нефтегазовых тарифах

Издание The Wall Street Journal сообщило, что Брюссель в качестве альтернативы нефтегазового эмбарго против РФ рассматривает увеличение тарифа на импорт российских энергоресурсов, что якобы снизит их конкурентоспособность.

Тезис сомнителен: европейцы в марте 2022 года уменьшили закупку нефти в РФ на 1,5 млн баррелей в день, что привело к резкому росту цен на топливо в странах Европы. Дальнейшее снижение закупок нецелесообразно при текущем дефиците на нефтяном рынке.

Тарифное решение удорожит сырье для европейских потребителей и повысит отпускные цены на моторное топливо в Европе.

Интересный момент: санкционные рассуждения ЕС обходят тему поставок мазута и дизеля из РФ, которые остаются крайне важной номенклатурой для европейской энергетики.

Что касается газа, то здесь еще более негативная картина. ЕС покупает в РФ 150–155 млрд кубометров газа в год, причем из них реально заместить не более 20 млрд кубометров, и главным образом за счет не экспорта СПГ, а сокращения потребления.

Отказ от остальных объемов означает для ЕС коллапс экономики, поэтому введение тарифной системы обернется тем, что на континенте вырастет стоимость сырья.

Единственным шагом, на который Брюссель может решиться, является анонсированный Еврокомиссией отказ от импорта российского угля.

Европейцы в очередной раз сами себя выпорют

«Цены на энергоносители находятся на таких максимумах, что они многократно превышают любую себестоимость добычи и транспортировки из России, это касается как нефти, так и газа с углем», – констатирует Пикин.
Антироссийские тарифы повысят цены на нефть и газ в Европе

Все это лишает смысла введение любых пошлин против энергетического экспорта РФ. Российские ресурсы продолжат покупать в Евросоюзе до тех пор, пока Брюссель не примет санкционных запретов против определенных товарных групп.

«Европейцы находятся в условиях невозможности замещения российского газа, это означает, что сырье будет продано в Евросоюз согласно тем ценовым формулам, которые заложены в контрактах. Любые дополнительные издержки, которые лягут на “Газпром”, отразятся при продаже на ценах на сырье для конечных потребителей. В итоге получится так, что европейцы выпорют себя сами», – заключает Пикин.

Разговоры по отказу от угля в Евросоюзе ведутся давно: Брюссель может пойти на такой шаг, потому что на мировом рынке нет дефицита угля.

«Однако Польша и Германия все равно сильно зависят от российского угольного экспорта. Из-за борьбы за “зеленую” экономику страны ЕС сократили угледобычу: каменный уголь больше не добывается в ФРГ, даже поляки сворачивают производство. Данную политику активно продавливал Брюссель, и это больно ударило по Евросоюзу в 2021 году, ведь дело в том, что уголь является прямым заместителем газа», – резюмирует Пикин.

Газ стал стоить безумно дорого, после чего европейские страны нарастили потребление угля.

Антироссийские тарифы повысят цены на нефть и газ в Европе
«В 2022 году ЕС должен поставить очередные рекорды по потреблению угля относительно той генерации, которая у них осталась. Часть угольных станций в Европе вывели из эксплуатации, а оставшиеся будут работать на полную мощность», – констатирует Пикин.

Европейцы могут заместить российские поставки углем из США и Австралии, однако он будет стоить дороже, что создаст экономике ЕС дополнительные убытки.

«Платить дороже политикам ЕС не привыкать, у них выработался определенный мазохизм. Они вводят против России санкции, чтобы затем заставить европейских потребителей оплачивать их путем неминуемого повышения цен», – заключает Пикин.

России придется продолжать разворот по углю и энергоэкспорту на Юго-Восток, у нас уже подписаны контракты с Китаем и Индией.

«Единственное, что нас сдерживает, так это инфраструктура, из-за чего строится БАМ-2. Одновременно нам надо использовать возможности российского торгового флота, чтобы возить уголь в другие страны. Покупатели найдутся, а цены сегодня высокие, пусть они и отступили от максимумов начала марта», – резюмирует Пикин.

Продавать в ЕС проще, но это не единственный рынок сбыта в современном мире.