Если «Северный поток – 2» не будет запущен, то цены на газ в ЕС уйдут свыше 500 долларов за тысячу кубов, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Если «Северный поток – 2» не будет запущен, то цены на газ в ЕС уйдут свыше 500 долларов за тысячу кубов, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Спотовые цены ключевом хабе в Западной Европе нидерландском TTF достигли 484 долларов за тысячу кубометров. Европейцы оценивают стоимость не в объеме, а в тепловой выдаче, поэтому биржевая котировка составила 39 евро за один МВт-ч.
Декабрьский фьючерс торгуется на уровне 39,2 евро за один МВТ-ч, но это все же часть биржевых спекуляций.
Цены действительно крайне большие и близки к историческим рекордам, но, во-первых, на дворе конец июля, пока имеется время до начала массовых закупок газа в ЕС – он происходит с наступлением холодов, а во-вторых, газового дефицита на континенте нет.
Причин у этого всплеска несколько – от роста цен на газ в Азии и США до проблем с добычей в Норвегии, где вышла из строя инфраструктура, но почему-то в первую очередь винят «Газпром», отказавшийся от дополнительных мощностей прокачки газа через Украину.
В Августе через Украину пройдет не более 3,410 млрд кубов газа, причем «Газпром» может снизить реальную прокачку, заплатив Киеву за недостачу по контрактному принципу «качай или плати». «Северный поток – 1» полностью заполнен сырьем, работает «Ямал – Европа», а подземные хранилища газа (ПХГ) в Европе не заполняются новыми объемами из-за сверхвысоких цен.
Это создает ажиотаж на бирже, тем более современная ситуация может сохраниться на рынке до начала отопительного сезона в Европе.
«Для лета такой серьезный подъем цен является нехарактерной историей, но ситуация связана с комплексом факторов. Прежде всего с сокращением предложения СПГ и проблемами Норвегии с мощностями», - констатирует Гривач.
Объем регазификации (обратной переработки СПГ) в ЕС снизился до показателей 2018 года, сегодня его уровень на 660 ГВт-сутки ниже, чем в июле 2019 и 2020 годов. Летнее снижение поставок СПГ в ЕС является сезонным явлением, но сегодня на это наложился рост цен в Азии. В Argus объясняют это ростом потребления сырья в Китае, Тайване и странах Юго-Восточной Азии вследствие жаркой погоды.
«Что касается норвежцев, то у них упала добыча на основном месторождении, есть сложности и на других выработках. В мае там прошли крупные ремонтные работы, а настоящее выбытие мощностей является незапланированным», - заключает Гривач.
Одновременно уровень заполненности ПХГ достиг многолетних минимумов, и все это давит на спотовый рынок, включая биржу TTF.
В ситуации с иссушением ПХГ два фактора, во-первых, хранилища были заполнены до краев в прошлом году, когда цены на газ достигли в ЕС минимальных отметок, трейдеры объемы распродали во время роста котировок. Во-вторых, при ценах в 400-450 долларов за тысячу кубов газа увеличение запасов в ПХГ является коммерческим риском. Нет гарантии, что газ удастся выгодно перепродать.
В результате ЕС возникла тупиковая ситуация: запасы в ПХГ находятся на низком уровне, а новая закачка нерентабельна. Это создает угрозу сверхвысоких цен в ЕС текущей зимой, особенно если случатся морозы и не заработает «Северный поток – 2».
«В истории много допущений. Большую роль играет погода. В Азии этой зимой также были аномальные морозы, после которых случился рост цен на газ и дефицит сырья. Цены дошли до 40 долларов за миллион британских тепловых единиц, вероятно это исторический максимум. Из-за этого потребители в Азии бронируют среднесрочные поставки с заделом на зимний период», - резюмирует Гривач.
В Азии больше не рассчитывают закупать дешевый газ на спотовом рынке, и это также сыграло в пользу разгона цен.
В пандемийный год цены на споте были на минимальном уровне, и этим инструментом активно пользовались в ЕС. Для «Газпрома» это привело к большим потерям из-за снижения цен на газ в Европе и к некоторому уменьшению объема поставок газа.
Причиной этого является даже не «коронакризис», а обвал газового рынка в 2019-2020 годах, когда СПГ сыграл роль драйвера, обвалившего цены на газ в ЕС, но не объемы «газпромовских» поставок. Теперь ситуация с ценами восстанавливается в негативном для ЕС варианте.
«В Европе существует неопределенность, связанная с «Северным потоком – 2». Если проект будет запущен в значительных объемах, то это увеличит ликвидность европейского рынка и сдержит дальнейший рост цен на континенте», - констатирует Гривач.
В случае морозов и отсутствия «Северного потока – 2» в Европе будут стоять высокие цены на газ.
«В таком случае ситуация в ЕС станет тяжелой, и это в том числе отразится на энергетической безопасности. Если зимой будет отток СПГ с низким уровнем запасов в хранилищах, то европейские газовые цены достигнут азиатских уровней», - заключает Гривач.
Рост цен на газ является мировым трендом, недавно это произошло в США, поэтому в текущем году американское сырья вряд ли появится на европейском рынке. Его проще продавать в Азию, чем заниматься политической борьбой с «Газпромом».