Сжигая мосты. Кто пострадает от выхода Украины из СНГ

 
Киев, Украина, 08.12.14 - 14:29
Верховная Рада рассмотрит вопрос выхода Украины из СНГ

Проект закона о выходе Украины из СНГ был внесен в новую Раду на первом же ее заседании 27 ноября

Будучи членов СНГ с момента его основания в 1991 году, Украина периодически посматривает на дверь и дает понять остальным о своем желании покинуть Содружество. Это происходит всякий раз, когда у руля государства становятся прозападные политические деятели – например, во времена президентства Виктора Ющенко в 2005-2009 годах. Что уж говорить о гораздо более категоричных политических силах, которых привел к власти Евромайдан конца 2013 года?

В отличие от того же Ющенко, который оценивал политическую и экономическую ситуацию более-менее здраво и не собирался жечь мосты напропалую, правительство Петра Порошенко, кажется, решило окончательно откреститься от всего постсоветского и пророссийского в угоду западным областям страны. При этом, новый вектор реализуется без оглядки на экономические и даже географические реалии: так, и никак иначе, кто не с нами, тот против нас. И сформированное на прошлой неделе правительство является ярким тому подтверждением.

В законодательном порядке выход из СНГ стал оформляться после избрания новой Рады. Соответствующий законопроект без пояснительной записки был внесен на рассмотрение нардепов на первом же заседании, 27 ноября. Инициаторами были депутаты фракции «Батькивщина» - в частности, ее глава Юлия Тимошенко, а также бывший глава МИД Борис Тарасюк. Также уже отозван представитель Киева при исполнительном комитете СНГ, а также прекращена работа сотрудников кабмина по работе с ЕврАзЭС и Содружеством. А сегодня, 8 декабря, в Раде начнется рассмотрение турчиновского законопроекта.

Закроешь одну дверь – откроешь другую

Ярким примером для подражания для нынешнего Киева является Грузия. В 2008 году Тбилиси, ведомый Михаилом Саакашвили, принял решение о выходе из Содружества единогласным вердиктом всего парламента. Причинами был назревший конфликт в Южной Осетии и общий курс президента и правительства на сотрудничество с НАТО. Режим в Грузии, правда, успел смениться, и на выходе обнаружилось, что от выхода из состава СНГ сильно пострадал грузинский экспорт на традиционные для местных производителей рынки, прежде всего, российский. В настоящее время ситуация налаживается, поскольку новое правительство страны настроено уже не так радикально.

Именно принцип «закроешь одну дверь – откроешь другую» и является путеводной звездой для правительства Порошенко. Дело в том, что с момента успеха Евромайдана Киев готовит почву для вступления страны в НАТО, либо для максимального с ним сближения. Кроме того, власти полагают, что членство в СНГ мешает евроинтеграции, которая является основным манифестом и предвыборным лозунгом президента Порошенко. Украинские эксперты утверждают, что членство в СНГ является «следствием постсоветского периода», от которого стране необходимо поскорее избавиться, чтобы переориентироваться на «прогрессивный Запад».

Также украинские эксперты полагают, что целесообразность СНГ давно является сомнительной, а экономический функционал Содружества исчерпан. Членство Украины в СНГ – это больше политический, нежели экономический аспект. Политолог Владимир Цыбулько считает, что в связи с этим выход из СНГ никак не отразится на существующих связях Украины и других стран Содружества, поскольку они «давно сформированы посредством заключения множества торговых договоров».

А Европа не ждет

Помимо политического, одним из центральных аспектов выхода из СНГ является экономический, в первую очередь, торговый. По словам Цыбулько, «рынок Содружества давно перестал быть интересен для Украины, поскольку Россия развязала настоящую торговую войну». Однако статистика говорит об обратном: 35% украинского экспорта отправляется в СНГ (22 млрд долларов), тогда как в Европу – только 27% (17 млрд долларов). Само собой, Киев планирует поменять эти проценты местами, но здесь существует ряд нюансов.

Во-первых, основная статья экспорта Украины – это продукция металлургии, а также продовольственные товары. Странам СНГ, в принципе, поставляется то же самое, однако стандарты качества совершенно иные. Журналист Роман Кулинич отмечает, что переориентация производственных мощностей на Запад обойдется и без того обнищавшей стране в кругленькую сумму, иначе европейский рынок просто не примет товары своего нового друга.

Во-вторых, продовольственные санкции России заставляют европейских аграриев искать новые рынки сбыта, а в силу географических особенностей, прежде всего, рассматриваются страны ЕС и близлежащие государства Европы. То есть, по сути, Украина рассматривается как рынок сбыта агропродукции, но не как поставщик. Аналитик Владислав Гинько говорит, что, покидая СНГ, Украина «сознательно отказывается от привычного рынка, полного льгот и привилегий – в пользу заполненного европейского». Делая этот шаг, Киев даже не пытается оценить плюсы, минусы и последствия, заключает Гинько.

Последствия для СНГ

В свою очередь, позиция Украины стала сигналом и для СНГ. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, комментируя происходящее, отмечает, что добровольность членства не позволяет чинить препятствия Киеву, однако сама ситуация заставляет задуматься о функциональности Содружества как явления. «Нельзя сказать, что СНГ становится рудиментарным образованием – другие форматы пока не предлагают альтернатив. И те, кто отказывается от членства, вредят себе в первую очередь», - сказал Лукашенко.

В связи с этим на октябрьском саммите СНГ остро встал вопрос о разработке стратегии «оживления» Содружества – инициатива поступила от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. 2015 год, в каком-то смысле, должен стать определяющим, поскольку помимо СНГ в регионе появится Евразийский экономический союз. ЕАЭС, который, по сути, является развитием Таможенного союза, возможно, будет значительно более продуктивным в экономическом плане, чем СНГ, и Украине придется искать пути взаимодействия с ним.

Также эксперты вспоминают историю с Абхазией и Южной Осетией. По мнению дипломата Зураба Хонелидзе (был последним грузинским представителем в СНГ), выход Грузии из Содружества позволил России открыто признать независимость отдельных регионов от Тбилиси, распространив это признание на СНГ в целом. Подобная история может произойти и с Украиной – относительно таких спорных регионов, как Новороссия на Донбассе и Крым, не признанный международным сообществом как часть РФ.

Григорий Егоров


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх