Неожиданный визит президента Франции Франсуа Олланда в Россию стал темой активных дискуссий в прессе. Многие эксперты уже сравнили миссию Олланда в Москве с усилиями его предшественника Николя Саркози по урегулированию кризиса в Грузии. Однако проводить параллели с 2008 все-таки не совсем верно.
В субботу, 6 декабря, самолет Олланда, следуя из Астаны в Париж, неожиданно меняет курс и приземляется в аэропорту Внуково. Здесь президент Франции встречается с Владимиром Путиным. При этом инициатором встречи является Олланд.
Больше всего представителей СМИ интересовал вопрос – обсуждали ли политики злободневную тему поставок «Мистралей». Оказалось, что нет. Стороны даже словом не обмолвились о поставках вертолетоносцев. Однако обсудили ряд других важных политических проблем, в том числе и кризис на Украине.
По итогам встречи Путин отметил, что основной темой было обсуждение ситуации на Украине на фоне взаимоотношений России и ЕС, положение дел в Сирии и иранская ядерная программа.
По словам французского лидера, Россия и Франция могут найти выход из кризиса, но только в том случае, если будут действовать вместе. А Париж в любом случае сделает все возможное для этого.
В смене тональности заявлений Олланда в общем-то ничего удивительного нет. Не секрет, что французский президент хочет поднять вес Франции в Евросоюзе. Кроме того, вернуть репутационную потерю в стране может роль посредника в переговорах Росси и ЕС.
Чисто теоретически переговоры при посредничестве Франции, действительно, могут состояться. Ведь стороны прекрасно понимают, что дальнейшее нарастание конфликта негативно скажется и на России, и на ЕС. Однако не все так просто. По мнению экспертов, сравнение Олланда с миссией Саркози не совсем уместно и настоящий французский лидер просто не потянет эту роль.
По словам политолога Сергея Маркова, в ситуациях 2008 года и 2014 есть ряд существенных отличий. Самое главное отличие в том, что Саркози был сильнее Олланда. Поэтому большой вопрос, сможет ли французский лидер довести дело до конца. Второе отличие – положение Германии в украинском конфликте. Если в 2008 году Берлин помогал Саркози, то теперь Меркель четко занимает позицию, противоположную российской.
И последнее отличие, по мнению Маркова, заключается в том, что давление Вашингтона в современном кризисе гораздо сильнее. А этому давлению, как уже выяснилось на примере «Мистралей», непросто противостоять.
Стоит отметить, что бывший президент Франции Николя Саркози резко раскритиковал остановку передачи «Мистралей» России. По его мнению, с Россией необходимо наладить диалог и попробовать найти компромиссы, как это сделал Париж в 2008 году.
Очевидно, что Париж не намерен делать резких разворотов, ведь так или иначе Франция остается союзником США и соучредителем ЕС. Однако взвешенная позиция Парижа в вопросе санкций и украинском кризисе играет, бесспорно, на пользу России.
Кроме того, важный момент этой встречи заключается в том, что по некоторым данным к незапланированному визиту Олланда подтолкнул президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А это значит, что Евразийский союз выступает единым фронтом и контуры нового игрока все четче прорисовываются на политической арене.
Полина Богданова