Космос может помирить США и Россию

Москва, 08.12.14 - 16:31
Первый космический полет длиной в год могут осуществить российский и американский космонавты

В 2015 году может состояться первая совместная космическая экспедиция длиной в год. Участниками экспедиции могут стать американский астронавт Скотт Келли и российский космонавт Михаил Корниенко.

Провести серию годовых совместных полетов NASA предложило России вскоре после заявления Дмитрия Рогозина о возможном выходе России из программы МКС. Николай Ютанов, руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего», главный редактор журнала «Инженерная защита», полагает, что это заявление отражает стремление перевести ранее достигнутые договоренности в практические результаты. «Первыми, кто заявил о том, чтобы выйти из работы на МКС были американцы. И получалось, что Россия целиком тащила большую часть неплатежей и сложную политическую обстановку.

Когда возникает картинка, что партнер заявляет об уходе, другая сторона делает ответный ход. В любом случае перед Америкой стоит довольно однозначная дилемма: либо работать с Россией по освоению космоса, либо у них возникнет целая группа сложностей. Сейчас у них происходит урезание бюджетов и изменения, связанные с текущим правлением демократов. Государство вкладывает деньги в проекты, которые, скорее всего, будут монетизированы не путем получения прямой прибыли, а по другой схеме.

Как показал опыт последнего полувека, все те вложения, которые были сделаны в 50-60 годах в космическую отрасль, они успешно находят применение в повседневной жизни. Если отказаться сейчас от этого движения, то получится, что конвергенция технологий в реальную жизнь перейдет на сторону Российской Федерации. А это преимущество, которое, безусловно, не хочется упускать США», - рассказывает он.

Как отмечает Николай Ютанов, в настоящий момент опыт, который был накоплен в России по долгосрочным полетам, уникален. «Ни у одной другой страны такого опыта нет. Даже практика американских астронавтов, она, в конечном итоге, проводилась на русских станциях, а не американской, которая была сложна в обслуживании и повреждена при старте. Поэтому опыт русской космонавтики в этом вопросе является чрезвычайно актуальным в свете того, что перспектива освоения Луны и планет Солнечной системы становится все более реальной.

Уже начинаются разговоры об изменении мирового законодательства в смысле того, что космос не принадлежит никому, и идет даже определенная тема о том, чтобы разделить зоны Луны. Становится принципиально важно, кто первый начнет освоение космоса в режиме уже не привычном для наших медиа, а в качестве постоянного обитания на Луне или движения к Марсу или Венере, или планетам более удаленным, которые типа Юпитера или Сатурна спутники которых представляют интерес с точки зрения возможностей для колонизации.

Космический перелет на большие расстояния всегда будет требовать долгого пребывания в Космосе. Если на Луне будут постоянно действующие лунные станции, то мы также окажемся в ситуации, когда люди будут длительное время жить при пониженном тяготении. Тогда это будет процедуры многих месяцев, которые в СССР исследовались и базы накоплены большие, как по устройству жизни, так и по некоторой психологической адаптации, и прочим вещам. Все эти задачи, которые озвучиваются как США, так и Россией, они оказываются на острие внимания.

Невзирая на все заявления США о возможностях самостоятельно отправлять космонавтов на орбитальные станции, построения носителей, что в государственном, что в частном секторе, пока это еще вопрос намерений и желаний. Невзирая на все лукавые цифры, Россия по космическому опыту превосходит все другие страны», - комментирует он.

По мнению Николая Ютанова, впереди у человечества эпоха космических открытий, которая изменит мир сильнее, чем в свое время эпоха географических открытий, это будет новый мир, новое измерение жизни. Объединение опытов космических исследований ведущих стран может значительно упростить предстоящий технологический скачек, дать мощный мультипликативный эффект.

«Это является последствием достаточно фундаментального процесса, процесса выбора. У нас есть мир в котором мы живем, который прекрасен и нам очень нравится, высокий уровень потребления и скорость развития технологий, все это надо поддерживать.

У мира есть два пути: вложить много горячих денег в новые технологии и направить энергетику людей туда. При этом обрести невероятное усложнение процедуры управления, усложнение процедуры коммерциализации и технологизации этих пространств, но это чертовски интересно. Это там, где есть смысл побиться, там, где есть ход в будущее.

Второй вариант – быстренько разменять все на войну. И война спишет старые долги и все начнут с нуля, но мир откатится назад. В лучшем случае это будет схема середины ХХ или даже начала ХХ века, а там понятно как жить. Все эти модели были, все это понятно и жить будет простенько, но повторения опыта не хочется. Система отношений, особенно в космическом проекте между Россией и США это принципиальная точка перехода. Это соглашение на некоторое боевое развитие в будущее либо откат в прошлое, где каждый будет сидеть в своем углу», - прогнозирует Николай Ютанов.

Нина Вострова