18 +
Поиск

Предложение Минстроя о пересмотре стоимости госконтрактов в случае резкого подорожания стройматериалов поможет очистить рынок от недобросовестных застройщиков. Об этом ФБА «Экономика Сегодня» рассказал эксперт.

Предложение Минстроя о пересмотре стоимости госконтрактов в случае резкого подорожания стройматериалов поможет очистить рынок от недобросовестных застройщиков. Об этом ФБА «Экономика Сегодня» рассказал руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор.

Минстрой разработал поправки к 44-му федеральному закону «О госзакупках», с помощью которых предлагается регулировать конечную стоимость контрактов на строительство в случае, если изменения цен на стройматериалы и ресурсы увеличивают общую стоимость по проекту более, чем на 5%. Законопроект готовится рассмотреть Минфин.

До предложений Минстроя по корректировке ФЗ-44 изменение конечной стоимости госконтрактов на капстроительство регламентировалось, к примеру, действием обстоятельств, независящих от сторон и влекущих неисполнение договора. Однако, по мнению ведомства, изменение цен на строительные материалы не является таким обстоятельством. Застройщикам предлагали обращаться в суд, но обычно этот шаг оказывался малорезультативным, так как инфляция не является непредвиденным обстоятельством. На этапе заключения контракта ожидается, что все стороны предусмотрели возможные обстоятельства, которые могут помешать его выполнению, в том числе, изменения стоимости материалов.

«Подобные вопросы регулировались дополнительными соглашениями. И в этом заключалась вся проблема, - комментирует Александр Моор. - Уже в самом начале конкурса некоторые подрядчики пытались избежать ответственности за будущее изменение стоимости контракта в большую сторону. Для этого на начальном этапе цена контракта занижалась до критического состояния, что вынуждало других подрядчиков отказываться от конкурса. Таким образом и выигрывали контракт».

Далее возникали неизбежные сложности с исполнением работ. Для решения проблемы подрядчики заключали разнообразные допсоглашения, вводили новые услуги, пересчитывали сметы, повышая таким образом итоговую стоимость контракта, чтобы его выполнить. Но это неправильно.  

Если подрядчик не планировал снизать стоимость контракта на начальном этапе уже при работе на объекте может произойти резкое повышение цены материалов. Из-за этого очень легко попасть в зону так называемой отрицательной доходности. На ситуацию повлиять было сложно, поскольку условия по изменениям в контракте достаточно жесткие.

Застройщику нужно иметь возможность действовать по ситуации, а для этого необходимо регулирование в рамках закона, которое позволяет предполагать разные варианты развития событий. Более гибкая система, предложенная Минтрансом, позволит не срывать возведение объектов капитального строительства, в том числе в рамках национальных проектов.

Инициатива Минстроя по внесению поправок в ФЗ-44 во многом связана с многочисленными обращениями господрядчиков. В конце 2020 года строительную отрасль взбудоражило подорожание металла, металлопроката и арматуры, цены на которую выросли на 50%. Увеличение цены связывали в том числе с повышением экспорта металла, однако принятые заградительные пошлины на лом стабилизировали ситуацию. Но есть предположения, что в 2021 году строительная отрасль может потерять около 42 млрд рублей за счет резких колебаний цен на металл. Эти потери Минстрой предлагает компенсировать за счет дополнительного финансирования из бюджета. В свою очередь, компенсация расходов сможет увеличить поступления в бюджет в виде налогов до 10 млрд рублей. Всего в текущем году государство инвестирует в капитальное строительство 846 млрд рублей.

Согласно поправкам, срок исполнения контрактов или их цена не предусматривает изменений более чем на 30%, подчеркивает Минстрой.

«Корректировать цену более чем на 30% значит подорвать рентабельность, - соглашается Александр Моор, - а до этого значения как раз можно проводить корректировку. Грубо говоря, эти 30% и так существовали в рамках допсоглашений. Но теперь ситуацию можно регулировать с помощью закона».

В новых условиях застройщикам будет сложно экономить и снижать качество работ. Кроме того, можно ожидать позитивных изменений и по срокам сдачи объектов.

«Мы много раз видели ситуации, когда подрядчик не справляется с работами. К нему применяют штрафные санкции, расторгают договор, а в результате страдает объект, который не строят. Срываются сроки. Создание гибких условий -  это здоровый и трезвый подход, потому что на каждом объекте могут быть свои нюансы», - убежден Александр Моор.   

Инициатива Минстроя позволит очистить рынок от недобросовестных застройщиков, привыкших получать контракты чуть ли не по нулевой стоимости, а потом зарабатывающих на дополнительных сметах на материалы, услуги и ремонты. Застройщикам нет смысла понижать цены, если они понимают, что государство предоставило им согласованное пространство для маневра.