18 +
Поиск

Сокращение экспорта угля в страны Атлантики и наращивание поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион обеспечит развитие отрасли, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт ФНЭБ и Финуниверситета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Сокращение экспорта угля в страны Атлантики и наращивание поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион обеспечит развитие отрасли, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Экспорт угля в направлении стран Атлантики из Российской Федерации сократился в 2020 году. По подсчетам министра энергетики РФ Николая Шульгинова, в целом объемы упали с 221 млн тонн до 208 млн тонн.

А министерстве также отмечают сокращение показателей добычи на 9% - сейчас она находится на уровне 402 млн тонн. Наибольшее ухудшение отмечается в западном направлении, где страны заявили о декаборнизации, а также отказе от угольных станций и снижении потребления угля.

«Несмотря на то, что человечество продолжит использовать это ресурс еще пару-тройку десятилетий, снижение объемов экспорта вполне вероятно на фоне увеличения потребления сжиженного природного газа и развития возобновляемых источников энергии. В некоторых западных странах подобный тренд проявляется уже на протяжении долгого времени. В государствах Европейского союза происходит очевидный масштабный отказ от угля.

Относиться к этому можно по-разному с учетом интересов России. Если страна делает ставку на реализацию природного газа на ближайшие полвека, то отказ Европы от угля оказывается выгодным, так как возобновляемые источники энергии хорошо сочетаются с угольной продукцией», - оценил данные Министерства энергетики эксперт Станислав Митрахович.

Негативная тенденция при этом не распространилась на экспорт ресурса в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом направлении показатели выросли на 10% за 2020 год. Такой прирост вызвал ряд трудностей. С которыми столкнулись российские угольные компании.

Производители и поставщики вынуждены справляться с ограничением пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Поэтому власти намерены в рамках жесткого графика развивать железнодорожную и энергетическую инфраструктуры Восточного полигона. За счет этого правительство планирует увеличить вывоз угля из Кузбасса на 24% к 2024 году.

«Потребление угля в странах Азиатско-Тихоокеанского региона больше, потому что их уровень экономического развития ниже уровня западных стран. спрос на российский ресурс в этом направлении продержится дольше, несмотря на то, что некоторые государства там активно развивают возобновляемую энергетику.

В наибольшем количестве уголь используют Индия и Китай. Поэтому одной из идей России является наращивание экспорта на Восток, для чего наращиваются мощности железных дорог БАМа и Транссиба», - добавил Митрахович.

Между тем в Министерстве энергетики не скрывают, что уровень потребления угля в мире повышается. Востребованным ресурс остается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза, где на спрос положительно влияют неблагоприятные климатические условия. Глава ведомства прогнозирует рост добычи угля в текущем год у или сохранение на уровне 2020 года.

Станислав Митрахович напомнил, что Китай, Индия и Соединенные Штаты Америки планируют увеличить потребление угля в 2021 году. Отличия показателей от данных 2020 года станут показательными, особенно с учетом общемировой ситуации с угольным спросом.

Руководитель компании «Роснефть» и секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин не так оптимистично оценивает перспективы отечественной угольной отрасли. По его мнению, расширение экспорта на азиатские рынки находится под угрозой.

Это связано с действиями участников процесса в лице добывающих организаций, которые умышленно перенаправляют уголь в порт Тамань вопреки распоряжению комиссии по ТЭК от 2018 года. Тогда же правительство решило сделать акцент на развитии Восточного полигона и к 2025 году повысить отправку угольной продукции до 195 млн тонн, из которых 100 млн тонн должны отправляться в порты Приморского края и не менее 85 млн тонн на Ванино-Совгаванский узел.

«Отгрузки через порт Тамань – тема для дискуссии лоббистов промышленных и проектных направлений, в рамках которой стороны пытаются понять, куда целесообразнее вкладывать государственную помощь.

Власти выбирают, кому из них помогать больше и чаще. Поэтому, если все деньги уйдут на Восток, Тамань останется без объемов. Я думаю, что в долгосрочном плане у России больше перспектив на поставку угля в восточном, чем европейском направлении. Но в Европейском союзе при этом останутся страны, готовые покупать ресурс у РФ», - заверил собеседник агентства.

Игорь Сечин описал опасения в письме главе государства Владимиру Путину, где указал, что перенаправление экспорта в порт Тамань, где ставки перевалки превышают в 1,5 раза тарифы в Ванино и варьируются на уровне от 17 до 18 долларов США за тонну, не способствует выполнению задач по развитию угольной промышленности в России и экономически не оправданны, поэтому грозит потерей доли на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Логично, что Российская Федерация не отказывается от планов увеличения поставок угля на Восток. Хотя вопрос об уровне спроса на ресурс, считает Митрахович, остается дискуссионным.