Когда президент Путин на прошлой неделе заявил, что готов потратить 45 миллиардов долларов на прокладку трубопровода по дну Черного моря, он озвучил свой «план Б». Россия хочет проложить трубопровод в Турцию, а затем через Грецию довести его до других стран.
По мнению западных экспертов, эта идея имеет гораздо меньше шансов на успех, чем «Южный поток». «Все это чистый блеф», - прокомментировал Неджет Памир, специалист по энергетике Билкентского университета в Анкаре. «Чудовищную паутину газопроводов, которой Россия хочет опутать Европу через Турцию, представить в реальности абсолютно невозможно», - отмечает он.
Все те обстоятельства, которые способствовали блокировке проекта «Южный поток», вероятнее всего, подорвут и план Турция-Греция. ЕС не горит желанием закупать газ в России, по крайней мере, пока не урегулирован украинский кризис, и рассматривает возможности поставок из других регионов мира.
Идея «Газпрома» заключается в том, что пропускная способность газопровода, который пройдет через Турцию, будет достаточной для того, чтобы обеспечить возможность поставлять газ в большем количестве, чем она когда-либо будет в состоянии потребить. Через Турцию газ будет течь в Грецию, а оттуда, в свою очередь, доставляться в ЕС.
«Эта задача вполне реальна», - на прошлой неделе заявил Владимир Путин в Анкаре.
Впрочем, Турция вовсе не горит желанием ввязаться в это предприятие. Как заявил на прошлой неделе Танер Йилдыз, министр энергетики Турции, перспектива оказаться меж двух огней, Россией и Европой, совсем не кажется такой уж радужной. «Время покажет, насколько выполнимы эти проекты», - отмечает он.
Весьма амбициозно
По мнению аналитиков, российский план чрезвычайно амбициозен. Предполагается, что пропускная способность газопровода составит не менее 63 млрд кубометров в год, что составляет более 10% от потребностей Европы. Около 20% от этого объема будет поставляться в Турцию, остальной газ транзитом направится в Европу.
«Для Турции эта мощность абсолютно бесполезна. Учитывая, что перспективы найти покупателей в Европе выглядят довольно сомнительно, решение направить по дну Черного моря трубопровод такой мощности кажется довольно опрометчивым», - отмечает Саймон Пирани, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований.
«Ввязываясь в это строительство, Россия рискует потерять значительную долю своих инвестиций, в то время как более реалистичный проект, предполагающий прокладку трубопровода только до Турции, мог бы быть гарантированно рентабельным», - отмечает Михаил Корчемкин, основатель аналитического центра Malvern, занимающегося исследованиями проблем газовой отрасли в Восточной Европе. – «Новый газопровод увеличит долю России на турецком рынке, где она уже и так является крупнейшим экспортером.
Рынок сбыта
Турция является вторым по величине после Германии рынком сбыта российского газа и одной из немногих стран, которые в этом году увеличили импорт газа из России.
57% газа, используемого в Турции, поступает от контракта с «Газпромом», из которых 49% доставляется через Украину, а остальное - по Черному морю «Голубым потоком».
Между тем, Турция стремится к увеличению количества партнеров-поставщиков газа. Поставки из Ирана и Азербайджана могут быть удвоены после того, как закончится строительство трубопровода, кроме того, топливо может поступать из Туркменистана, а в перспективе власти планируют провести трубопровод до Ирака. Тем не менее, поставки газа из России могут быть увеличены на 16 млрд кубометров в год.
Два трубопровода
«Мне кажется, что в конечном итоге мы увидим два трубопровода, мощностью 16 млрд кубометров каждый», - полагает Джон Робертс, специалист по вопросам энергетической безопасности консалтинговой компании Methinks’s. – «Первый будет поставлять газ непосредственно в Турцию, а по второму будут направлены потоки, которые в настоящее время идут через Украину. И на этом «Газпром» остановится».
Потребность Турции в газе будет расти ежегодно на 4,5% в период с 2015 до 2030 года, таким образом, по данным Управления энергетической информации США, в течение следующего десятилетия потребление энергии в этой стране вырастет в два раза. В то же время, по данным Deutsche Bank AG, экспорт «Газпрома» в Европу к 2020 году может сократиться на 20% из-за растущего использования возобновляемых источников энергии и увеличивающегося импорта из США.
Переориентация на Турцию повлияла и на цены на газ. Россия уже дала скидку 6% от цены января и Танер Йилдыз полагает, что сможет добиться еще более выгодных условий. Во время переговоров было заявлено, что Турция хочет скидку в размере 15%. В дальнейшем газ для Турции может поставляться по такой же цене, как для Германии, которая сейчас имеет возможность покупать по самым низким для Европы ценам.
В связи с тем, что «Газпром» не может больше полагаться на транспортную систему, проходящую через Украину, необходимость создать альтернативные маршруты является для корпорации первоочередной задачей, и она должна быть решена до 2019 года, когда истекает контракт на транзит газа с Украиной.
Нина Вострова
По материалам Bloomberg.com