18 +
Поиск

Российские двигательные поставки на американский рынок сохраняются, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

НПО «Энергомаш» отправит в 2021 году в США шесть двигателей РД-180 для ракет Atlas-5 и четыре двигателя РД-181 для ракет Antares.

Ракетоноситель Atlas-V является развитием семейства американской межконтинентальной баллистической ракеты SM-65 Atlas, стоявшей на вооружении США до 1965 года. Проект реализован на основе контракта Минобороны США по усовершенствованию одноразового ракетоносителя. В качестве силовой установки в данной ракете используется российский двигатель РД-180.

В декабре 2014 г. Конгресс США принял законодательный акт, который запрещает с 2019 года использование РД-180 на Atlas V для вывода на орбиту военных спутников, и поручил разработать замену данному космическому проекту.

На направление выделили 220 млн долларов, а реализовывают его компании Blue Origin и Aerojet Rocketdyne.

Что касается ракеты Antares, то это более поздний проект, созданный для запусков на МКС. Американцы хотели задействовать там российские технологии, купленные в девяностые годы, но затем обратились к решениям НПО «Энергомаш».

«В Antares американцы пытались использовать двигатели, которые были разработаны по советской Лунной программе, но получили аварию и обратились к услугам НПО «Энергомаш», - констатирует Моисеев.

Речь идет о двигателе НК-33 – в американской номенклатуре AJ-26. Он был разработан для первой ступени сверхтяжелой ракеты Н-1, которая не пошла в серийное производство. 37 единиц НК-33 вместе с лицензией на производство США приобрели у СНТК им. Н.Д. Кузнецова.

С оригинальных образцов была снята оснастка, добавлена новая электроника и получился американский двигатель AJ-26.

Antares совершила пять полетов в космосе на базе AJ-26, но после аварии в США отказались от использования этой силовой установки, заменив ее на на более надежный РД-181. Кроме россиян в Antares участвуют украинцы с «Южмаша» с технологиями ракеты «Зенит».

«Украинский вклад в проект довольно большой – они делают первую ступень, а мы – двигатели. Компания-разработчик Northrop Grumman затем собирает все это вместе со второй ступенью, после чего получается ракетоноситель», - резюмирует Моисеев.

Обращение американцев к РД-181 и замена их на AJ-26 является предметом цены и надежности.

«США хотели обойтись без НПО «Энергомаш», но авария по вине двигателя AJ-26 заставила их переменить решение и перейти на РД-181, являющимся «половиной» РД-180, который обладает высокой надежностью», - заключает Моисеев.

Такая ситуация для России хороша, поскольку позволяет увеличить валютную выручку и загрузить НПО «Энергомаш». Данный контракт скрепляет американцев с нами по двигательной тематике и заставляет их подумать по перспективам РД-180.

«РД-181 близок к РД-180, он вдвое его меньше и существенно дешевле. Закончится ли контракт в 2021 год или будет продлен Штатами – неизвестно, американцы пока ничего не решили. Также в США сформирован большой запас по двигателям РД-181, существуют планы замены Atlas-V на ракетоноситель Vulcan», - резюмирует Моисеев.

Vulcan с 2014 года разрабатывается United Launch Alliance для отказа от российского импорта, но проект полностью не реализован.

«Американцы будут использовать закупленные двигатели РД-180 пока всех их не отработают, а в случае успеха Vulcan – параллельно с новым ракетоносителем. Контракт с американцами по Atlas-V заканчивается и в любом случае будет прекращен, если не в 2021 году, то в последующие годы, а затем у нас останется только соглашение по Antares», - констатирует Моисеев.

Перспектива контракта на РД-180 зависит от быстроты перехода США на ракетоноситель Vulcan. Для России это 300 млн долларов в год чистой валютной выручки, на которые развивается НПО «Энергомаш».

Данные средства стране нужны, в противном случае от данного направления мы бы давно отказались.

«По информации НПО «Энергомаш», когда контракт по РД-180 полностью реализовывался, он составлял половину прибыли предприятия. Если останется только РД-181, то это на порядок урежет прибыль», - заключает Моисеев.

Что касается внутрироссийских возможностей, то НПО «Энергомаш» производил двигатели для ракетоносителей «Протон». Производство этих силовых установок прекращено, и по ним создан запас примерно в восемь единиц.

«В будущем должна прийти «Ангара», на которой будет стоять двигатель НПО «Энергомаш». Так что внутренний заказ существует, но потеря иностранных контрактов бьет по российской космонавтике», - резюмирует Моисеев.

Космической области на уровне президента РФ поставлена задача по увеличению прибыли, но процесс идет в обратную сторону.

«Потеряны запуски на стационарную орбиту, которую мы делали с помощью «Протонов», потеряна доставка астронавтов на МКС и сейчас ожидается снижение поставок двигателей. Вместо ожидаемого роста российского присутствия на международном космическом рынке, мы получили снижение. Это связано с проблемами в планировании, надо это исправлять», - констатирует Моисеев.