18 +
Поиск

Оптимизация институтов развития является движением в правильном направлении, считает профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В.Плеханова, доктор экономических наук Валерий Масленников.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин сообщил об оптимизации институтов развития. Эта программа реализовывается по поручению президента РФ Владимира Путина и должна работать на достижение национальных целей.

В Правительстве РФ проанализировали работу сорока основных институтов развития, созданных для решения конкретных задач: поддержки инноваций, малого и среднего предпринимательства, экспорта, регионального развития и т. д.

От данных структур требовались конкретные действия, которые в определенный момент дали значительные результаты.

Однако за последние годы появились новые вызовы, требующие корректировки перспективных экономических планов. Анализ Правительства РФ показал, что деятельность данных институтов слабо увязана с новыми национальными целями развития.

У институтов развития отсутствует единый механизм управления и имеются пересечения функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями. Данное обстоятельство привело к оптимизации институтов развития.

Оптимизация будет проведена по четырем базовым направлениям. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе ВЭБ.РФ с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано», фонда «Сколково», Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Фонда развития промышленности. Еще восемь институтов развития будут ликвидированы Правительством РФ.

Перед нами серьезное и масштабное изменение, которое намекает на значительные планы кабинета Мишустина.

«Данное изменение с одной стороны является радикальным, а с другой – давно назрело для российской экономики. Многие процессы были настроены в России на внешних пользователей. Когда мы интегрировались в мировую экономическую систему, этот процесс как раз и шел на основе российских институтов развития», - констатирует Масленников.

По данной схеме происходит обмен российских денег на иностранные технологии, и в редких случаях процесс шел в обратном направлении.

«У такой системы был существенный минус. Мы вкладывались в работы и услуги, которые порою не были приоритетными для России. Текущее изменение говорит о том, что в условиях усиления антироссийских санкций и дезинтеграции многих мировых экономических процессов больше не актуально поддержание такого взаимодействия», - резюмирует Масленников.

Правительство РФ решило вложить освободившиеся ресурсы вглубь российской экономики. Данное решение кабинета министров можно сравнить с программой импортозамещения, которую в 2014 году запустили в России.

«У нас началось импортозамещение в идеологии развития экономики», - заключает Масленников.

Взят курс на создание крупных государственных комплексов, ориентированных на многостороннее развитие экономики и экономический рост. В качестве «любимого примера» в России часто приводят южнокорейские корпорации «чеболи».

«У нас уже построены своеобразные «министерства»: судпром, авиапром и новая элементная база, которая активно внедряется в РФ, пусть и с определенным технологическим отставанием от иностранных аналогов. Многие отрасли созданы практически заново. Президент Путин заметил, что национализации в России не будет. Ее действительно не происходит, но данный процесс реализуется за счет банкротства крупных частных корпораций, не справившихся с поставленными задачами», - констатирует Масленников.

По такой экономической схеме многие российские предприятия вернулись под государственное управление и получили инвестиции, стратегию с трех-пятилетним планированием по отраслям. В результате снова возникли межотраслевые балансы.

«Нельзя в государственных закупках на один год построить стратегию развития материально-технической базы. Это требует более длительного периода. Вот такие процессы сегодня усиливаются и нарастают», - резюмирует Масленников.

Такой поход экономически обоснован, и он все больше напоминает классический план, который в девяностые годы в России подвергли остракизму несмотря на то, что Китай и другие страны мира успешно развиваются по такому пути.

Россия не будет возвращаться к плану, но будет использовать плановые моменты в экономической политике.

«Происходит адаптация некоторых элементов к тому, что мы хорошо знали и умели. Экономическое планирование другими странами было скопировано с СССР. Советская социально-экономическая система сначала с семилетним планом, а затем с пятилетним являлась основой развития народного хозяйства многих государств мира», - заключает Масленников.

Франция, Германия, США использовали эту модель, пусть и не называли себя социалистическими государствами. В качестве примера можно привести The New Deal Франклина Делано Рузвельта, который заложил основу могущества США.

Благодаря элементам плана и Второй Мировой войне экономика и благосостояние в США беспрерывно росли в течение 35 лет.

«Пятилетний или семилетний цикл являются нормальными для экономики. Ранее у нас был годовой план, пятилетний план, программа развития на 10 лет и программа технологического развития на 20 лет», - констатирует Масленников.