18 +

Транспортная реформа в Санкт-Петербурге назрела, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, добавив, что отказ от маршруток всегда был делом времени.

Газовые автобусы не стали реальной заменой петербургских маршруток
В Санкт-Петербурге появились новые светло-синие автобусы Volgabus

Уход маршруток больно ударил по Санкт-Петербургу

Транспортная реформа в Санкт-Петербурге буксует: новые автобусы пока не стали эффективной заменой маршрутным такси.

Изначально были сомнения, что предложенный план способен эффективно заменить маршрутки, а после старта его реализации скепсис только усилился.

Нет симметричной замены маршрутных рейсов, возникли проблемы с новыми автобусами на газовых двигателях, вынужденных работать на старых улицах и магистралях, которые не прошли реконструкции под увеличившийся поток транспорта.

В центре города ликвидация маршруток убирает наиболее эффективные пути между Васильевским островом и Петроградской стороной, между Петроградским и Центральным районами, между Василеостровским и Адмиралтейским районами.

Соответствующие маршруты социального транспорта там были и ранее, но по времени они существенно проигрывали маршруткам.

Причинами этого являются напряженность транспортного сообщения через Неву и проблемы с метро. Его дефицит существует не только в спальных районах (в некоторых из них общественного транспорта до сих пор нет), но и в центре города, где не хватает не менее двух линий.

Как Смольный справляется с метростроением, лучше даже не говорить, зато власти города решились весной 2022 года на транспортную реформу.

Газовые автобусы не стали реальной заменой петербургских маршруток
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов

Основой ее станут автобусы российского производства Volgabus, которые будут работать на СПГ. Двигатели для них производит компания Yuchai Machinery Company из КНР, в результате чего петербургский переход на СПГ будет с китайским оттенком.

Общественный транспорт продолжает дорожать

Смольный утверждает, что новая система автобусного транспорта будет социальной, апеллируя к скидкам на билеты для пенсионеров, но в реальности на рынке останется только один муниципальный перевозчик («Пассажиравтотранс» со 110 маршрутами).

Коммерческие сегменты поделят ООО «Вест-Сервис» (167 маршрутов), АО «Третий парк» (113 маршрутов), ООО «Домтрансавто» (56 маршрутов) и ООО «Такси» (11 маршрутов). Стоимость проезда в светло-синем автобусе составит 60 рублей вместо 45 рублей на маршрутке.

Получается «дороже, дольше и не везде», и проблемы будут только увеличиваться. Пока реализуется первый этап транспортной реформы, а всего их в Санкт-Петербурге запланировано три, причем процесс должен завершиться 15 июля 2022 года.

У города есть негативный опыт с мусорной реформой и уборкой снега, которые теперь проводятся по новой схеме, однако результат обоих нововведений скорее отрицательный, а общественный транспорт даже важнее для горожан, чем наледь и горы мусора.

Газовые автобусы не стали реальной заменой петербургских маршруток
Стоимость разовой поездки выросла

Проблема не в транспортной реформе

«Транспортная система города сильно отстала от динамики изменений в Санкт-Петербурге. Большое количество маршруток возникло на дорогах города в девяностые годы и продолжает напоминать распространенность ларьков в те времена», – заключает Солонников.

Маршрутки и ларьки появились в Санкт-Петербурге не от хорошей жизни: надо было заместить развалившиеся советскую торговлю и общественный транспорт, последний тогда откровенно не справлялся со своими задачами.

«Необходимо было здесь и сейчас людей на чем-то перевозить – неважно, на чем и при каком качестве. С ларьками в городе покончено уже лет 15 назад, и все вернулось в цивилизованное русло, а вот с транспортом ситуация затянулась», – констатирует Солонников.

Проблема не в исчезновении маршруток, это должно было случиться, а в том, что адекватной замены им нет. Подготовка города к транспортной реформе проходила в русле подписания многомиллиардных контрактов на федеральные деньги.

Реальная работа ограничилась закупкой автобусов, открытием нескольких остановок и переформатированием маршрутов, что и вызвало недовольство петербуржцев.

Газовые автобусы не стали реальной заменой петербургских маршруток
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников
«Транспортная реформа должна была произойти – два года назад или на полгода позже. Какое-то время ее откладывали из-за COVID-19, но если эту линию продолжить и сохранить маршрутки, они не станут решением вопроса», – резюмирует Солонников.

Смольный началом транспортной реформы хочет показать, что город развивается и реформируется, несмотря на пандемию COVID-19 и события последних месяцев, когда в отношении РФ была введена внешняя блокада.

«Если бы Смольный опять отложил реформу, то психологически стало бы некомфортно. Реформу в этом году обещали запустить, и ее запустили, а дальше пошли шероховатости, связанные с любым большим реформированием», – заключает Солонников.

Главный вопрос: сложится ли все так, как запланировано в базовых документах? Случится ли прогресс в развитии транспортной системы Санкт-Петербурга, или дело ограничится заменой маршруток на автобусы Volgabus с общим ухудшением логистики?

К Смольному существуют претензии, и со стороны горожан они продолжат возникать.