«Северный поток – 2» может быть запущен в недалеком будущем, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. Проект реализован, а немцы от него не отказались.

Акции Nord Stream 2 AG обесценились
Австрийская компания OMV списала активов почти на 2 млрд евро из-за потери доходов по проектам, которые были связаны с Россией.
Половина этой суммы пришлась на «Северный поток – 2», в документах OMV приводится формулировка «обесценивание кредита» на 1,004 млрд евро. OMV признала обесцененными акции Nord Stream 2 AG, которые находились у нее в залоге.
Кроме OMV в проект инвестировали нидерландская компания Shell, французская Engiе, а также германские концерны Uniper и Wintershall.
Зарегистрированная в Швейцарии компания Nord Stream 2 AG находится в процедуре банкротства, непонятна судьба ее «дочки» в ФРГ Gas For Europe, созданной для сертификации «Северного потока – 2» в ФРГ, а также вопросы собственности по проекту.
«Северный поток – 2» не запрещен в ФРГ, но никто не рассчитывает на возобновление его сертификации. Бухгалтерское решение OMV является доказательством этому: европейский бизнес признает крах проекта в его предыдущем правовом виде.
Технически проект выполнен, трубы проложены, поэтому по «Северному потоку – 2» властям в Германии придется принимать какие-то решения.

Проект продолжает существовать
«Юридическая конструкция “Северного потока – 2” заморожена, Олаф Шольц только отозвал доклад по газопроводу, сделанный 26 октября 2021 года Федеральным сетевым агентством ФРГ и прежним составом минэкономики», – заключает Белов.
Данный шаг Шольца направлен на то, чтобы не дать ввести санкции против «Северного потока – 2». Текущая правовая конструкция создает возможность для реанимации и запуска проекта, пусть для этого и необходимо разобраться с вопросами собственности.
Компания-оператор Nord Stream 2 AG не менее трех раз заявляла о своем банкротстве, но так и не довела этот процесс до конца. Завидная регулярность заявлений Nord Stream 2 AG связана с тем, что поддержка проекта на приемлемом уровне стоит больших денег.
«Возвращенный доклад был сделан идеально, к нему сложно придраться, проблема заключалась в разделении собственника поставляемого газа и газопроводной системы. Для этого и была создана компания Gas For Europe», – резюмирует Белов.
После банкротства Nord Stream 2 AG газопровод как актив не будет иметь отношения к компании «Газпром», поэтому если новый собственник сделает заявку по его сертификации, то германские органы власти по закону будут обязаны ее удовлетворить.

«Когда оператор объявляет себя банкротом, возникают юридические вопросы по кредиторам: Uniper, Wintershall и OMV готовы списать долги и не будут предъявлять претензии к Nord Stream 2 AG и к “Газпрому”», – констатирует Белов.
Проблемы «Северного потока – 2» для «Газпрома» неприятны, но благодаря спекуляциям вокруг проекта в ЕС поднялись цены на газ и принесли российской компании дополнительные доходы, компенсировавшие инвестиции в проект объемом в 5 млрд долларов.
Необходимо решить правовые вопросы
Сейчас «Северный поток – 2» заморожен только юридически, технически он завершен, и важно поддерживать его в рабочем состоянии.
«Никто в здравом уме взрывать или топить газопровод не будет. “Северный поток – 2” идет параллельно “Северному потоку – 1”, а его продолжение в Европе газопровод Eugal стабильно работает в интересах первого проекта», – заключает Белов.
В 2021 году «Северный поток – 1» доставил в Германию 59 млрд кубометров газа при проектных 55 млрд кубометров.
«Проект точно сохранится, но нет понимания его будущего, как и национализированной компании Gazprom Germania. OMV пишет не о прекращении работы над проектом, а про акции Nord Stream 2 AG», – резюмирует Белов.

Перспективы у «Северного потока – 2» есть, остается дождаться разрешения украинского кризиса и стабилизации внешнеполитической ситуации, после этого немцы к данному проекту вернутся, учитывая их нужду в российском газе.
«Немцы посчитают, что у них с трубопроводными поставками газа, какая ситуация с СПГ-танкерами. Важна здесь и инфляция в ФРГ, которая гарантирована в том случае, если цены на газ будут держаться на отметке в 1000 долларов», – констатирует Белов.
До начала 2022 года немцы существовали благодаря другим контрактным ценам на газ, а теперь они вступают в новую реальность, где любой отказ от российского сырья не только приведет к финансовому удару, но и создаст сырьевой дефицит.
«Есть у “Северного потока – 2” и ряд других преимуществ: трубы приспособлены под поставку двадцатипроцентной смеси водорода. Ситуация станет ясной после банкротства Nord Stream 2 AG и перехода права собственности», – заключает Белов.
Газопровод по-прежнему нужен Германии, поэтому рано или поздно о нем вспомнят.