Операция “Миротворец”: России не нужен горящий Нагорный Карабах
 /  пресс-служба президента РФ

Проблема Нагорного Карабаха находится в центре политики Москвы по Южному Кавказу еще с того момента, когда существовал единый Советский Союз.

Москва будет делать усилия в Нагорном Карабахе

Это обстоятельство сегодня подтвердил президент России Владимир Путин на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном, отметив, что Москва будет работать в рамках минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, а так же продолжит свою политику прямых посреднических контактов с Ереваном и Баку.

Другой вопрос, что Путин здесь озвучил классическую политику Москвы по этому застарелому и, судя по всему, нерешаемому этнополитическому конфликту на Южном Кавказе.

Очевидно, что Россия в Нагорном Карабахе заинтересована в первую очередь в сохранении status quo, поскольку существует тенденция к эскалации ситуации между Ереваном и Баку.

Здесь можно вспомнить и события весны прошлого года, когда произошло фронтовое столкновение вооруженных сил Азербайджана и Армении, а так же тренд на увеличение военных потенциалов обеих стран. 

Операция “Миротворец”: России не нужен горящий Нагорный Карабах
Россия поставила Армении ОТРК типа «Искандер-Э»

Баку в этом отношении потратил значительные средства, полученные от продажи нефти и газа на модернизацию своих вооруженных сил, а Армения строит свою безопасность на базе ОДКБ и двусторонних союзнических договоров с нашей страной.

Для России Нагорный Карабах – это фактор геополитического риска

Достаточно вспомнить, создание единой группировки войск России и Армении, а так же российские поставки Еревану оперативно-тактических ракетных комплексов типа «Искандер», которые существенно изменили стратегический баланс в этом регионе.

Все это говорит, что в случае начала полномасштабных боевых действий Москва рискует втянуться в этот конфликт, пусть наши соглашения о безопасности с Арменией и не распространяются на Нагорный Карабах. 

Просто факт остается фактом, что Москва заинтересована в сохранении стабильной ситуации между Баку и Ереваном без ее перехода в горячую фазу.

Операция “Миротворец”: России не нужен горящий Нагорный Карабах
Год назад в Нагорном Карабахе чуть не вспыхнула полномасштабная война

Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук Станислав Притчин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» согласился, что смысл политики России по Нагорному Карабах заключается в перманентном сдерживании, как Армении, так и Азербайджана. 

«Смысл такой политики основывается на том, чтобы любая попытка эскалации конфликта принесла стране, которая ее инициирует непоправимый урон», - констатирует Притчин.

Помимо проведения такого курса, постоянно применяются, как в рамках минской группы ОБСЕ, так и трехсторонних переговоров регулярные попытки президента России договориться с главами Армении и Азербайджана не применять силу в Нагорном Карабахе.

Между Арменией и Азербайджаном существуют серьезные противоречия

«Проблема здесь заключается в том, что здесь слишком глубоки изначальные противоречия и слишком высоки для обеих сторон ставки в этом конфликте, причем все это снижает к нулю вероятность, что здесь может быть найден какой-либо компромисс», - заключает Притчин.

Операция “Миротворец”: России не нужен горящий Нагорный Карабах
Президент Азербайджана Ильхам Алиев

Дело в том, что любое такое соглашение может привести к потере лица теми политиками, как из Армении, так и из Азербайджана, которые подпишут это соглашение.

Достаточно вспомнить, как президент Армении Левон Тер-Петросян только заикнулся о том, что по Нагорному Карабаху возможен компромисс с азербайджанскими властями, то в стране сразу случился политический кризис, и он был моментально отстранен от своей должности.

«Поэтому позиции сторон по Нагорному Карабаху чрезвычайно полярны – Армения хочет защитить его независимость, а Азербайджан вернуть этот регион под свой контроль. Из-за этого все попытки других государств, включая Россию, оказать содействие разрешению этого территориального спора натыкаются на это известное противоречие», - резюмирует Притчин.

С точки зрения международного права здесь все понятно – Нагорный Карабах является непризнанным государством, что оставляет Баку возможность для применения силы без нарушения базовых принципов ООН. 

Операция “Миротворец”: России не нужен горящий Нагорный Карабах
Президент Турции Реджеп Эрдоган не раз высказывался о поддержке линии Азербайджана по конфликту в Нагорном Карабахе

Кроме того, Азербайджан поддержит Турция, а так же, судя по всему, некоторые другие мусульманские страны.

В Ереване и Баку не видят возможности для компромисса

Здесь, как считает Станислав Александрович, необходимо, чтобы обе страны были готовы к компромиссу, чего в настоящее время от них ожидать не приходится, поскольку в этом вопросе радикализированы не столько правительства Армении и Азербайджана, сколько их общества, которые не приемлют уступок по вопросу статуса Нагорного Карабаха.

«Последние 25 лет не прошли для Армении и Азербайджана бесследно, поэтому идеология этих государств строилась вокруг проблемы Нагорного Карабаха. Из-за этого любая попытка кого-то из политиков отойти от существующего в их стране тренда выливается либо в прямую отставку, либо в серьезный политический кризис», - констатирует Притчин.

При этом, как уверен эксперт, решить этот конфликт без серьезных двусторонних уступок фактически невозможно, ведь компромиссный вариант в рамках Нагорного Карабаха находится где-то глубоко посередине между позициями, как Армении, так и Азербайджана.

«Все это так же подразумевает то обстоятельство, что любой действенный компромисс в рамках Нагорного Карабаха не приемлем для внутренней аудитории. Все-таки это была война, пролилось много человеческой крови, и это действительно сложно забыть», - заключает Притчин.