Судьба “Адмирала Кузнецова” определит будущее ВМФ РФ

Стало известно, что на текущий момент решение о том, где будет проводиться ремонт тяжелого авианесущего ракетного крейсера «Адмирал Кузнецов» пока не принято.
По модернизации «Адмирала Кузнецова» возникли проблемы
Кроме того, непонятны сроки проведения работ над «Адмиралом Кузнецов» даже в том случае, если он будет поставлен в док уже в этом году, поскольку у российского военного бюджета сейчас есть определенные проблемы из-за общей экономической ситуации в стране.
Целью этого ремонта обозначено продление срока эксплуатации судна на 20 лет, причем, в ходе работ предполагается установка на борт корабля новейшего оборудования и систем вооружения, включая переформатирование «Адмирала Кузнецова» под истребители корабельного базирования типа МиГ-29К, которые в будущем должны составить его авиагруппу.
Общая стоимость работ пока неизвестна, но по неофициальным данным весь комплекс установленных работ за 2 года должен составить значительные 65 млрд рублей.
Другой вопрос, что так же существуют подозрения, что все эти проблемы определяются не недостатком производственных мощностей или бюджетных средств на проведение таких работ, а конкуренцией идей, которые связаны в России с этим военным кораблем.

Вокруг «Адмирала Кузнецова» существует конкуренция идей
Дело в том, что «Адмирал Кузнецов» – это на сегодня единственный российский авианосец, который является частью военной стратегии СССР по развитию советского военно-морского флота.
Это не классический авианосец, а именно тяжелый ракетный крейсер, где авиагруппа играет вторичное место в боевой концепции.
Корабли такого типа создавались не для проведения экспедиционных миссий, как в случае с операцией ВМФ и ВКС РФ в Сирии, а для дальнего прикрытия северных рубежей СССР от действий американских ВВС и ВМФ.
Тяжелые авианосные крейсеры увеличивали периметр стратегической обороны СССР, плотно закрывали участок базирования советских атомных подлодок стратегического назначения – так называй оперативный план «Бастион», и могли навязать борьбу авианосным группам противника на дальних подступах к отечественной государственной границе.
В настоящий момент военно-стратегическая ситуация серьезно изменилась, а, кроме того, у России нет материальных возможностей, чтобы отвечать на каждый шаг США. Ведь подобное строительство флота и тогда было, если не избыточным, то, как минимум, не жизненно важным для обеспечения стратегического паритета между Москвой и Вашингтоном.

В результате, на сегодня в России назрел вопрос – необходим ли России авианосный флот и если необходим, то какой, и как в таком случае использовать «Адмирал Кузнецов», который сам по себе не может обеспечить выполнение каких-то военно-стратегических задач.
Говорить о причинах задержки очень сложно
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что очень сложно ответить на причины задержки с ремонтом «Адмирала Кузнецова» и здесь может сыграть весь комплекс факторов.
«Это может быть и нехватка средств, и вопросы технического характера – выбор завода в таких вопросах играет большую роль, и вообще борьба концепций, поскольку вопрос будущего авианосцев в российской стратегии пока действительно не решен», - заключает Храмчихин.

Александр Анатольевич считает, что любой из этих вариантов может быть причиной задержки, а истинное положение дел знают только люди, которые принимают конечное решение.
Впрочем, если говорить об «Адмирале Кузнецове», как о заготовке для строительства будущего российского большого военно-морского флота, то здесь возникает еще больше вопросов.
Строительство авианосцев несет под собой массу издержек
«Такое решение будет определено массой факторов. Во-первых, концепцией такого военного строительства, а, во-вторых, наличием денег в бюджете, поскольку нет в мире ничего дороже, чем большой океанский военно-морской флот», - констатирует Храмчихин.
Здесь нужно определяться с концепцией, поскольку если России нужен такой флот, то необходимо так же понять задачи – для чего такое военно-морское соединение будет построено.

«Например, сравняться с американским флотом нам нереально, не говоря уже про то, что сложно будет тягаться с китайским флотом на Тихом океане. В этом случае возникает вопрос, а зачем России нужно такое военно-морское соединение. Речь здесь идет о таких краткосрочных экспедиционных миссиях, как в случае с походом соединения во главе с «Адмиралом Кузнецовы» к сирийским берегам, или о чем-то другом», - резюмирует Храмчихин.
Эксперт уверен, что на этот вопрос очень сложно ответить и, тем более, сложно спрогнозировать, как в этом случае будет рассуждать российское военно-политическое руководство.
Авианосец может быть только основой военно-морской стратегии

«Дело в том, что даже если строить авианосцы в ограниченном количестве, то четыре единицы все равно надо построить, а это говорит о том, что к ним в сопровождение нужно будет создать, как минимум, 8 единиц боевых кораблей класса «ракетный крейсер». Так что, реализация такого проекта будет строить десятки миллиардов долларов», - заключает Храмчихин.
Так же пока не ясно, каким будет будущий российский авианосец – это продолжение стратегии строительства тяжелых авианосных крейсеров для сокращения количества кораблей поддержки или создание классических авианосцев так называемого американского типа.
«Сложно говорить, оправдала ли себя концепция тяжелого авианесущего крейсера, поскольку в военном отношении наши корабли никто не проверял и, видимо, никогда не проверит, но в целом лучше строить классические авианосцы с ровной палубой и катапультой, чем гибриды, которые на сегодня нам совершенно не нужны», - констатирует Храмчихин.