18 +
Поиск
Цифровая трансформация позволит сфере логистики пережить турбулентный период

Экономические и политические изменения 2022 года, связанные во многом со взаимоотношениями на международной арене России и западных стран, привели к трансформации логистической отрасли. Однако, вспоминая перевод китайских иероглифов, обозначающих кризис, — «опасность» и «возможность», — некоторые логистические операторы стремятся использовать турбулентный период для развития компании и совершенствования системы грузоперевозок.

Нынешнее состояние на рынке логистических услуг возможно описать масштабным словом «трансформация». Непростые для операторов пандемийные годы многим службам доставки удалось преодолеть благодаря развитию онлайн-ретейла и масштабированию технологий дистанционного взаимодействия с клиентами и сотрудниками. Зарождение цифровых экспедиторов, постепенно вытесняющих с рынка аналоговые компании, происходит именно в кризисный для экономики период и растет темпами 50–200% в год. Не менее стремительно развивается и сфера фулфилмента, совокупный среднегодовой темп роста CAGR с 2018 года составляет 66%.

Многие эксперты давали позитивные постпандемийные прогнозы дальнейшего роста отрасли, ведь объем грузоперевозок вырос на 8,03 млрд тонн к 2021 году. Однако к апрелю им пришлось изменить свою точку зрения. К масштабным отраслевым трендам ранее относили изменение потребительского поведения, рост электронной коммерции, а также глубинные отраслевые инновации (развитие доставки «на последней миле», внедрение платформенных решений и цифровизация). В текущей ситуации этот список дополнился перестройкой логистических цепочек, уходом с рынка значительного количества зарубежных клиентов, отсутствием импортного оборудования, запчастей, расходных материалов и технологий.

Цифровая трансформация позволит сфере логистики пережить турбулентный период

Последствия для российских логистических компаний от принятых европейскими политиками решений только начинают подсчитывать. Важно отметить, что антикризисные стратегии должны в обязательном порядке включать строительство коммуникаций с покупателями и сотрудниками; пересмотр логистических алгоритмов и supply chain цепочек; создание альтернативных FinTech-продуктов; борьбу с кибератаками; замещение программных решений и сервисов, лишившихся легитимности.

В некоторых логистических компаниях уверены, что адаптация к новой реальности — не повод останавливать развитие. Наоборот, текущая обстановка и тенденции к цифровой оптимизации услуг позволят многим службам доставки значительно улучшить сервис и гарантировать бесперебойность поставок грузов. Генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани отмечает: многие производства и компании сейчас находятся в таком состоянии, что будут вынуждены закрываться. Из-за этого произойдет очень большое высвобождение человеческого ресурса. Подобная ситуация на рынке должна привести к появлению новых производственных точек.

«Однажды это уже было. Около пяти-шести лет назад основной поток грузов шел из Санкт-Петербурга, а потом произошли большие изменения, и поток начал перераспределяться. В результате мы увидели на территории РФ новые центры генерации грузового трафика, которые потребовали перестроения логистики. Сейчас это будет опять повторяться, но уже в более жестких условиях — с ограничением по ресурсам», — прогнозирует эксперт.

К факторам роста эксперт по логистике консалтинговой логистической компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов отнес авральную автоматизацию складских помещений, оптимизацию транспорта — особенно доставки на «последней миле», а также проекты по оптимизации логистики с учетом огромного роста интернет-торговли и ухода всего бизнеса в «цифру». Положительных сторон не так мало, как кажется. Происходящее в стране вполне может стать катализатором для разработки российского программного обеспечения. Ранее большинство компаний полагалось на зарубежные программы, но вполне вероятно, что в ходе ближайших лет ретейлеры смогут пользоваться российскими разработками. Важно отметить и упрощение ввоза в Россию компьютеров и смартфонов. Правительство временно позволило отраслевым ассоциациям оформлять специальную разрешительную документацию. Это облегчит импорт техники и обеспечит потребности внутреннего рынка.

Цифровая трансформация позволит сфере логистики пережить турбулентный период

Еще одной из положительных сторон является цифровая трансформация. Она поможет логистическим компаниям составлять прогнозы на ближайшее время, оптимизировать бизнес-процессы, планировать спрос на те или иные виды товаров, инвентаризировать их на складах. Для конечного пользователя диджитализация служб доставки означает улучшение сервиса оказания логистических услуг и более быструю доставку груза «точно в срок».

Перспективы у логистической отрасли России однозначно есть, а дополнительные меры поддержки государства позволят бизнесу быстрее адаптироваться к переменам. К одним из актуальных направлений поддержки отрасли относятся докапитализация РЖД для реализации инвестиционной программы и цифровизации и подписанный 15 апреля 2022 года президентом РФ закон № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данному нормативно-правовому акту, правительство получило полномочия оперативно менять правила транспортной логистики в зависимости от складывающихся экономических обстоятельств. Послабления коснутся весового контроля, который будет отменен до осени 2022 года, открытия недостроенных пунктов пропуска через границу, появится возможность многократного использования контейнеров-«иностранцев», а также дополнительной защиты морских судов от ареста в иностранном порту.