18 +
Поиск

Реализация проектов в гражданской авиации и станкостроении позволит России изменить технологический уклад, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заведующий кафедрой менеджмента и бизнес-технологий РЭА им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук Валерий Масленников. А для обеспечения массовости инновационных проектов стране следует поменять инвестиционную политику.

Станкостроение, флот и авиация дадут РФ технологический суверенитет

Россия делает ставку на технологии

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утверждает, что санкции кардинально изменили существовавший в российской экономике порядок вещей и теперь от РФ требуется в сжатые сроки выстроить технологический суверенитет.

Главная задача заключается в переходе от догоняющей к опережающей модели развития во всех отраслях народного хозяйства.

О данной проблеме в России рассуждали много, но сегодня она является жизненной необходимостью: модель экономического развития, основанная на импорте оборудования и комплектующих, невозможна в эпоху противостояния с Западом.

«Первый момент заключается в изменении инвестиционной политики – об этом в России говорили много, но теперь для таких начинаний пришло время. Речь здесь идет об инвестициях в долгосрочные промышленные проекты», – заключает Масленников.

Такой инвестиционной политики в нашей стране не было со времен СССР, но сегодня это необходимость. Внешнеполитические задачи, которые стоят перед РФ, требуют достижения самостоятельности в технологиях.

Станкостроение, флот и авиация дадут РФ технологический суверенитет
«Сейчас настало время для изменения экономической политики, но в таком случае нам придется создать двухсекторную экономику и отделить наличный оборот от безналичного, так было в СССР и сегодня есть в Китае», – резюмирует Масленников.

Инвестиционные средства в КНР не переходят в наличный оборот, РФ следует восстановить эту модель, которую китайцы взяли у СССР.

Необходима новая финансовая политика

«Второй задачей является научно-техническое развитие. Заделов у нас больше нет, но потенциал остался. В этой истории против РФ работает фактор времени – многое зависит от того, насколько быстро мы перестроимся по инновационному пути, а для этого нужно дать бизнесу возможность рисковать», – констатирует Масленников.

Сегодня ориентированный на инновации бизнес не может работать над амбициозными проектами, где можно быстро прогореть. Данный момент сужает простор для технологических прорывов, которые способны позволить себе только крупные компании.

Станкостроение, флот и авиация дадут РФ технологический суверенитет
«Кредиты зверские, меры поддержки не компенсируют рисков, поэтому у бизнеса нет возможности для риска. Здесь России необходимо предоставить свободу, но не такую, какая была у Анатолия Чубайса в Роснано, выражающуюся в свободном расходовании средств, а позволяющую компаниям поступательно идти вперед с точки зрения предпринимательского и инновационного развития», – заключает Масленников.

Одним из главных преимуществ американской экономики является предоставление льготных кредитов на инновации – бизнесмен всегда знает, что он может прогореть и лишиться доступа к финансированию, но с ним после этого ничего не будет.

В РФ законодательство не адаптировано под целесообразный риск, поэтому стартапы в нашей стране либо созданы на средства спонсоров, либо представляют собой цифровые проекты, а России нужно сделать шаг вперед в реальном секторе экономики.

«Задача непростая, но есть иностранный опыт. Мы семь лет назад участвовали в европейской программе “Эврика”, в ее рамках выделялись деньги, которые можно было потерять при инновационном развитии. Единственным условием является кооперация между несколькими инновационными и производственными предприятиями, а всего в проекте должно быть пять-семь участников», – резюмирует Масленников.
Станкостроение, флот и авиация дадут РФ технологический суверенитет

Один из участников разрабатывает, другой – коммерционализирует, третий производит, а четвертый – выходит на рынок. Схемы могут быть разные, и не каждая из них подойдет для РФ, но у нас пока нет рабочих инструментов.

«Дело в этой истории не только в кредитах, деньги могут быть и бюджетными – но и в организации процесса», – констатирует Масленников.

РФ нужны флот, авиация и станкостроение

Особое внимание премьер-министр уделил проблемам флота: необходима глубокая локализация производства в морской сфере, а также переориентация экспортных потоков, которые политик назвал долговременной задачей.

Цели взаимосвязанные: мы меняем рынки сбыта с Европы на Азию.

Если при транзите в Европу можно было использовать сухопутные и железнодорожные маршруты, то для Азии оптимальным способом выхода является морской фрахт.

Возможности российского торгового флота не покрывают наши запросы, а использование иностранных кораблей в условиях санкций приводит к резкому росту себестоимости. Есть в этой истории и очевидный военный компонент.

Станкостроение, флот и авиация дадут РФ технологический суверенитет
«В мире имеются две крупные отрасли, являющиеся локомотивом материального производства: авиация и машиностроение со станкостроением. За пять лет нам необходимо запустить массовое производство наших авиационных проектов, а без станкостроения остальное бесполезно. Разговор здесь идет не только о станках, а об индустриальной базе, которая у нас на 90% была импортной», – заключает Масленников.

Инструменты собственной разработки ранее в России были не востребованы, а сегодня пришло их время, мы будем задействовать все внутренние ресурсы.

Мишустин обозначил задачу настоящего импортозамещения, в ходе которого РФ должна выйти в мировые лидеры благодаря собственным технологическим решениям.