18 +
Поиск

Трудности «Сахалина-1» связаны с логистическими и технологическими ограничениями, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. РФ необходимо решить эти проблемы, чтобы обеспечить плавное развитие нефтегазового сектора.

Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»

Добыча на «Сахалине-1» упала в 22 раза

Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что добыча нефти в рамках проекта «Сахалин-1» сократилась в 22 раза – до 10 тысяч баррелей в сутки.

«Сахалин-1» является результатом соглашения 1995 года между Правительством РФ и администрацией Сахалинской области о разделе продукции, которое позволило привлечь в предприятие иностранных инвесторов.

На сегодня это единственный нефтегазовый проект на территории РФ, где у российской компании нет контрольного пакета акций: «Роснефть» через дочерние компании контролирует 20% уставного капитала, ExxonMobil также через «дочку» – 30%, индийская государственная компания ONGC – 20%, а японцы из SODECO – 30%.

Добывается на «Сахалине-1» нефть марки Sokol с низким содержанием серы и высокой плотностью, до февраля она пользовалась хорошим спросом.

Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»

Sokol стала одной из тех нефтяных марок, которые Россия перенаправляет в Индию, причем индийские НПЗ проявляют большой интерес к данному сырью.

Актуальные запасы «Сахалина-1» составляют 2,3 млрд баррелей нефти.

Большое участие иностранного капитала, технологическая зависимость и ориентация на внешний рынок стали ахиллесовой пятой проекта после введения антироссийских санкций: Sokol сразу начала торговаться с дисконтом в 20 долларов.

ExxonMobil собирается продать свои акции «Сахалина-1» и ведет переговоры с индийскими компаниями, которым интересно поставлять нефть из российского порта Корсаков до Ченная, Парадиба, Хальдии и Вишакхаптнама, где расположены крупные НПЗ.

Санкции в отношении переработки российской нефти вряд ли будут введены, так что это выгодный бизнес для индийских компаний.

Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»

Существуют объективные проблемы

«У России возникли логистические проблемы, мы переориентируем сбыт, и не всегда понятно, как доставлять нефть потребителям. Китай и Индия пока не подготовлены для приема большей части российских поставок», – заключает энергоэксперт Александр Перов.

Аналогичные проблемы с газовым направлением в рамках «Сахалина-1» и «Сахалина-2»: такие потребители СПГ, как Япония и Южная Корея, могут отказаться от российского сжиженного газа, в результате чего в регионе у нас останется только Китай.

«Китай не съест все российское предложение, это первая причина трудностей на Сахалине, вторая заключается в технологических проблемах – сотрудничество с ExxonMobil основано на импорте технологий и поставках оборудования, обеспечивавших операционную деятельность проекта. Американцы уходят, и надо искать замену», – констатирует Перов.

Данные трудности касаются всей отрасли, а не только сахалинских проектов: западных нефтесервисных компаний в России больше не будет. У нас возникли сложности в логистике и технологиях, и в совокупности они приводят к снижению добычи.

Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»
«Не исключено, что добыча на “Сахалине-1” скоро начнет восстанавливаться, но в долгосрочном плане мы потеряем там как по нефти, так и по газу, и это не скрывают даже российские официальные лица», – резюмирует Перов.

Все упирается в технологии

Логистические проблемы решить сравнительно просто – для этого нужно только время, а вот технологии могут стать стратегическим ограничением. Здесь РФ придется рассчитывать только на себя – у Китая или Индии нет требуемых решений.

«В России разрабатываются свои технологии в сфере СПГ, был представлен “Арктический каскад”, но он не отработан, и НОВАТЭК был вынужден от него отказаться. Компания даже запустила пилотную линию “Арктического каскада”, но выяснилось, что на ее доведение до ума потребуется несколько лет», – резюмирует Перов.

Импортозамещение может дать результат, но на это нужны время и крупные инвестиции. Сахалинские проекты и начинания НОВАТЭКа на Ямале основаны на западных технологиях, и данный фактор риска давно выделяли эксперты.

РФ придется самостоятельно разрабатывать решения по шельфовой добыче и СПГ-производству. На 2022 год это не бином Ньютона, но в условиях отсутствия западной компонентной базы задача становится нетривиальной.

Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»
«С нефтью ситуация получше, чем по СПГ, в рамках “Сахалина-1” можно использовать более старые технологии, но это приведет к снижению уровня добычи, к предыдущим показателям мы вернемся нескоро», – заключает Перов.

Решение проблем «Сахалина-1» и «Сахалина-2» важно для России, потому что это готовая модель нового нефтегазового рынка. Проекты находятся в Азии, работают на азиатских потребителей, которые стали для нас приоритетом, и основаны на шельфовой добыче и производстве СПГ. Данные направления будут набирать ход в РФ: с годами мы все дальше будем уходить в шельф, а СПГ заберет первенство у газопроводов.