18 +
Поиск
Экономика Промышленность

Западные санкции не приведут к катастрофе российской гражданской авиации, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов. Ситуация может развернуться на 180 градусов, а западные компании сами вернутся в Россию.

МС-21 и Superjet-100 помогут РФ обойти западные санкции

США давят на гражданскую авиацию РФ

Заместитель министра торговли США по промышленности и безопасности Алан Эстевез озвучил позицию Белого дома по российской гражданской авиации.

Американцы считают, что РФ к 2025 году прекратит эксплуатацию от половину до двух третей, задействованных в коммерческой сфере самолетов, чтобы использовать их комплектующие для обслуживания действующих судов.

Проблема действительно существует и носит серьезный характер: не просто так гражданская авиация стала объектом антироссийских санкций США и Евросоюза. От сотрудничества с нами отказались компании Boeing и Airbus.

Согласно данным Минтранса РФ, на 2021 год в России насчитывалось 298 гражданских самолетов производства Boeing и 236 самолетов производства Airbus, большая часть которых находилась в лизинге. После событий 24 февраля 2022 года 78 из них были арестованы в иностранных авиапортах по требованию лизингодателей, некоторое количество бортов затем было возвращено по доброй воле российских авиакомпаний.

МС-21 и Superjet-100 помогут РФ обойти западные санкции

Сегодня в РФ находится примерно 450 самолетов Boeing и Airbus, которые остаются основой парка российской гражданской авиации и нуждаются в профилактическом осмотре и ремонте, для которого необходима поставка лицензионных запчастей.

Для их получения существует два варианта: перекупка у авиакомпаний из третьих стран и «авиационный каннибализм» путем разборки части бортов.

С перекупкой возникнут проблемы – наши партнеры из третьих стран встанут перед риском вторичных санкций, а «каннибализм» поставит вопросы безопасности. Решением проблемы может быть только замена иностранных машин на отечественные.

Среди альтернатив есть бразильский Embraer и российские лайнеры МС-21 и Superjet-100. Первый из них находятся на последней стадии перед началом серийного производства, а второй проходит полное импортозамещение комплектующих.

Ситуация сложная, но, вне всяких сомнений, не безнадежная.

МС-21 и Superjet-100 помогут РФ обойти западные санкции

Нерешаемых проблем не существует

«Здесь есть две истории: “каннибализм” существующих судов и выпуск им на замену самолетов российского производства. Государственные планы говорят о том, что произойдет быстрая замена иностранцев на российские машины, но насколько это реалистично покажет время. Мы давно не производили такого числа самолетов, непонятно как мы справимся с такой задачей», - заключает экономист Дмитрий Адамидов.

До МС-21 и Superjet-100 существовала только мелкосерийная сборка таких машин как Ил-96 и Ту-204(214), но это совершенно другой уровень. Еще мы выпустили 226 единицы Superjet-100, однако это был вариант с иностранными комплектующими.

«Мы можем не достигнуть заявленных цифр, причем прежде всего по таким крупным машинам, как МС-21. Американцы правы в том, что если ситуация останется такой как сейчас, то РФ будет сложно, но потребность нашей страны в самолетах уменьшилась после закрытия ЕС и ряда других маршрутов», - констатирует Адамидов.

Происходит падение доходов населения: спрос на авиаперевозки в РФ уменьшится.

«Аналогичные процессы происходят в Европе – если долларовая инфляция сохранится на текущем уровне, то высвободится большое количество воздушных судов в Европе и других странах мира», - резюмирует Адамидов.
МС-21 и Superjet-100 помогут РФ обойти западные санкции

Рынок авиаперевозок сильно просел в 2020 году из-за пандемии и может совсем обвалиться в 2023 году, там больше не будет таких цен как в 2019 году.

«Нам могут продать эти самолеты на запчасти или как-то использовать их в России. Авиационный кризис рискует разрастись по всему миру, если экономическая ситуация на планете продолжит ухудшаться», - заключает Адамидов.

Ситуация может получить такой оборот, который сегодня нельзя спрогнозировать.

«Будет средний вариант: не будет ни того процветания, которое нам обещают в Росавиации, ни того обвала, который описывает Белый дом. В любом случае, нерешаемых проблем для перевозок в РФ не возникнет», - констатирует Адамидов.

Возможен компромисс с Западом

Могут улучшиться наши отношения с Западом: возможно, мы уже прошли пик напряженности.

МС-21 и Superjet-100 помогут РФ обойти западные санкции
«Санкции больно бьют по западным авиастроительным и лизинговым компаниям, которые получали основные деньги от “Аэрофлота”. Послабления здесь по мере ухудшения дел в ЕС и США вполне возможны», - резюмирует Адамидов.

Есть прецеденты успешных переговоров между лизингодателями и российскими компаниями по контрактам на самолеты, а если РФ и ЕС договорились по транзиту грузов в Калининград, то почему они не могут прийти к компромиссу по комплектующим?

Воинственность ЕС скоро начнет сходить на нет. С американцами из Boeing сложнее, но ранее данная компания рассматривала рынок РФ в качестве одного из основных.