18 +
Поиск

Антироссийские санкции и пандемия COVID-19 больно ударили по гражданской авиации. ФБА «Экономика сегодня» разбиралось в сложной ситуации на этом рынке.

Мировая авиация выйдет из кризиса только к 2024 году

Компания Boeing оценила мировой рынок грузоперевозок

Информационное агентство Reuters сообщает о пересмотре стратегии Boeing.

Компания утверждает, что в ближайшие 20 лет миру потребуется 41 170 новых гражданских самолетов: половина поставок придется на замену действующего парка, а три четверти – на узкофюзеляжный сегмент, под которым понимается самый широкий класс авиалайнеров, где лидируют Boeing-737 и Airbus A320, и для которого строился российский МС-21.

Новый прогноз Boeing оказался ниже предыдущего – в 2019 году в американской компании оценивали двадцатилетний спрос в 43 610 самолетов.

Причиной сокращения оценок Boeing стало введение Западом антироссийских санкций, включающих запрет на продажу и обслуживание самолетов. Из-за этого подвис вопрос с 450 самолетами, которые находятся в России в лизинге.

«Оценка связана с изменением ситуации в 2021 году и добавлением нового трендового 2031 года. Если учесть Россию, то прогноз близок к нашим расчетам рынка в 2019 году», – заявил вице-президент Boeing по коммерческому маркетингу Даррен Халст.
Мировая авиация выйдет из кризиса только к 2024 году

Перспективы российского рынка оценивать трудно, но санкционный режим не оставляет Москве выбора – стране придется переходить на российские самолеты МС-21, Superjet-100, Ил-12/14 и ждать реализации совместного с КНР проекта по широкофюзеляжному самолету. Еще существуют такие машины, как Ту-204 и Ил-96, но они в течение 30 лет производились мелким тиражом, поэтому целесообразней реализовывать новые проекты.

Одновременно в Boeing снизили прогноз роста пассажиропотока с 4% до 3,8%, но повысили оценку по грузопотоку с 2,8% до 3,1%. Уменьшился прогноз по поставкам широкофюзеляжного типа авиалайнеров – с 7670 до 7230 единиц.

Boeing оказался в непростой ситуации

Компания прогнозирует удвоение мирового рынка гражданских самолетов к 2041 году и восстановление спроса в 2024 году до допандемийного уровня. COVID-19 и связанные с ним локдауны гораздо больше повлияли на рынок гражданских самолетов.

В Boeing уверены, что долгосрочные фундаментальные показатели не изменятся, хотя антироссийские санкции и пандемия COVID-19 убрали из прогноза 2560 самолетов, а это колоссальные цифры, особенно для американской компании, пережившей кризис, связанный с двумя катастрофами новейших лайнеров MAX 737.

Мировая авиация выйдет из кризиса только к 2024 году

Еще существует фактор Китая, с которым у Запада могут испортиться отношения и который является главным рынком сбыта для продукции Boeing и Airbus.

«Мы по-прежнему рассматриваем конец 2023 – начало 2024 года как время, когда отрасль восстановится до допандемийных объемов. Мировая промышленность все еще находится на траектории восстановления», – заключил Халст.

Ставку в Boeing делают на грузовые самолеты, парк которых к 2041 году должен вырасти на 80%. Показатели данной отрасли находятся на историческом уровне, и это вызвано растущим экономическим значением грузовых авиаперевозок.

Электронная коммерция, как считают в компании, позволит осуществить переход к авиаперевозке грузов в средней и долгосрочной перспективе, но такая риторика может быть вызвана тем, что в данной отрасли Boeing не проигрывает Airbus.

Количество маршрутов, на которых работает более одной авиакомпании, за последние два десятилетия выросло более чем в два раза, а это 70% от рынка. Конкуренция возросла, поэтому авиакомпаниям нужны непрерывные инновации, чтобы конкурировать при меньших затратах и привлекать все больше и больше пассажиров.

Мировая авиация выйдет из кризиса только к 2024 году

Однако у американской компании нет новых проектов – Boeing-737 пережил уже четыре поколения, и любой опытный пассажир знает, что Airbus A320 комфортней. Именно на этот рынок был нацелен МС-21, но сегодня для российской машины закрыт полноценный выход на мировой рынок. Альтернативный проект разрабатывается в Китае (C919), и очень скоро выбор самолетов национальными компаниями будет зависеть от политики.

Точно так же было в годы холодной войны, когда страны Запада летали на американских машинах, а СЭВ и другие союзники Москвы – на советских. Авиастроение остается наиболее наукоемкой отраслью мировой экономики, борьба за которую продолжится.