18 +
Поиск

Российские власти должны создавать экономические стимулы для инвестиций в промышленность и науку, а не перехватывать инициативу в этих отраслях, так как количество товаров, требующих импортозамещения, слишком велико. Об этом специально для ФБА «Экономика сегодня» рассказал экономист и предприниматель, директор по инновациям в компании «ОС-Центр» Петр Заборцев.

Экономист Заборцев: проложенное государством «русло» импортозамещения заполнит частный бизнес

Начиная с февраля 2022 года, со старта СВО и первых западных санкций, стало понятно, что экономику России в самом ближайшем будущем ждут большие перемены. И главным и наиболее существенным уже тогда виделась острая необходимость обеспечить замену импортным товарам, оборудованию и комплектующим. Обеспечить технологический суверенитет, как сегодня называет этот процесс руководство страны.

И если до мая во власти существовали какие-то ожидания, что санкции отменят, то уже к июню стало понятно, что этого не произойдет в обозримом будущем.

На Петербургском международном экономическом форуме в середине июня президент еще раз обострил вопрос обеспечения технологического суверенитета, поставив его в ряду ключевых принципов «новой экономики» России.

Некоторое время назад, я полагаю, что в рамках этой же логики, министр промышленности и торговли получил статус вице-премьера российского правительства. И господин Мантуров в своей речи перед депутатами Государственной думы провозгласил: от рыночной промышленной политики нужно отходить.

Теперь и в обществе, и, полагаю, в правительстве зреет вопрос: а как обеспечить опережающее технологическое и промышленное развитие? Особенно с учетом того, что предыдущие усилия хоть и дали результат, но оказались явно недостаточными. Экономика зашла в новую фазу противостояния с Западом хоть и более сильной, но все еще зависимой от международных рынков.

Экономист Заборцев: проложенное государством «русло» импортозамещения заполнит частный бизнес

Пока что и Минпромторг, и многие экономисты и аналитики склоняются к тому, что отказ от рыночных механизмов должен означать увеличение роли и активности государства в промышленном и технологическом развитии. На днях в ходе одной из рабочих встреч спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала ко всеобщей мобилизации ради активизации импортозамещения и поддержки экономики. На мобилизационный тип работы намекают и предложения главы Минпромторга Дениса Мантурова.

В целом, перехват государством инициативы в промышленном и технологическом развитии хоть и видится естественным, на мой взгляд, правильным не является, поскольку количество проблем в области технологического суверенитета слишком велико. Номенклатура технологий и продукции к замещению и воспроизводству слишком широка. Поэтому сомнительным видится способность государства и государственных корпораций решить все проблемы. Но главное сомнение — в способности административным образом поддерживать высокий темп технологического и промышленного развития по такому широкому фронту в течение последующего времени. Наверняка конфликты интересов и отвлечение внимания на другие проблемы породят структурные проблемы и не позволят поддерживать устойчивую положительную динамику.

Какие в этих условиях могут быть альтернативы, если ни рыночные, ни административно-мобилизационные механизмы, скорее всего, не принесут результатов? Ответом здесь будут изменения в экономической системе. Сама экономическая система, ее параметры, стимулы и институты должны побуждать широкие слои наших граждан и предпринимателей заниматься развитием нужных технологий и промышленности.

Системные условия будут действовать вне зависимости от того, следит государство за этим или нет. Не нужно управлять потоками, если проложенное «русло» предопределяет нужное развитие событий. Усилия и инвестиции и так пойдут туда, куда требуется.

Экономист Заборцев: проложенное государством «русло» импортозамещения заполнит частный бизнес

Так что нам нужно для того, чтобы люди и организации начали активно инвестировать в развитие промышленности и технологий?

Во-первых, мы абсолютно убеждены, что такое поведение нашему обществу вполне доступно и свойственно. Да, последние 30 лет у нас были посвящены торговле. Но до этого были существенные периоды расцвета созидательной и экономической активности. Россияне точно могут быть и исследователями, и промышленниками.

Во-вторых, для того чтобы изменения поведения произошли, необходимо, чтобы к этому располагали экономические стимулы. Производство и технологические исследования должны стать самым привлекательным видом деятельности.

А для этого нужно системно и экономическими мерами сделать инвестиции в промышленность и науку наиболее рентабельными. Налоговыми льготами, субсидированием инвестиций, развитием офсетных контрактов гарантированного выкупа, снижением транзакционных издержек доступа к кредитам и другим видам фондирования, а также к доступным сегодня технологиям.

В-третьих, чтобы побудить людей отказаться от их текущего образа поведения и приоритетов торговли, финансов и добычи сырья, должны появиться контрстимулы к такому поведению. Оставаться в этих отраслях должно становиться все менее и менее выгодно. С помощью развития технологий, снижающих потребность в транзакционных секторах, упрощения налогообложения и налогового регулирования, упрощения администрирования и создания товарного избытка сырья вполне возможно высвободить для работы в промышленности и науке миллионы людей.

Ну и в-четвертых, должны существовать институты, которые помогают и сопровождают людей в их новой работе в промышленности. Для каждого, кто меняет свою область деятельности на промышленность или науку, должны быть организации, на которые они могут опереться в момент перехода. И для обычных работников, и для предпринимателей. Это и специальные центры развития промышленных компетенций, и фабрики промышленных и технологических проектов, и агентства технологического сопровождения, и многое другое.

Экономист Заборцев: проложенное государством «русло» импортозамещения заполнит частный бизнес

Главное, что создание экономической системы, благоприятствующей перетоку кадров, внимания и инвестиций в нужные нам производственные и технологические отрасли, — это долгосрочное и устойчивое решение. Это и не рыночная стихия с непредсказуемым, скорее всего плохим, результатом. Это и не императивное администрирование государством, где все зависит от того, что все идет так, как мы задумываем.

Системные изменения позволяют обеспечить синергию государственных и частных усилий, где правительство прокладывает русло, а частная инициатива заполняет это русло своей активностью, решая все задачи развития.

Именно в области таких системных решений, я убежден, Россия найдет свой путь обеспечения технологического суверенитета и устойчивого развития на годы вперед.