18 +
Поиск

Маршрутки устареют только тогда, когда им будет найдена эффективная замена, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Правительство Санкт-Петербурга переоценило свои возможности при проведении транспортной реформы.

Метропланы Беглова не скроют проблемы транспортной реформы

Транспортная реформа продолжает буксовать

Третий этап транспортной реформы в Санкт-Петербурге стартовал больше месяца назад – 15 июля 2022 года, но проблемы, связанные с заменой коммерческих маршруток на социальные автобусы, только усиливаются.

Множатся проблемы с транспортным сообщением между районами, петербуржцы пишут петиции с требованием вернуть часть коммерческих маршрутов, без которых город лишился эффективного транспортного сообщения.

Нет больше таких маршруток, как К-306, К-76, К-30 и К-690, которые соединяли отдельные районы города и позволяли людям быстро добраться до дома и работы. Санкт-Петербург не Москва, здесь метро не покрывает даже основную городскую застройку.

Вместо маршруток должны появиться 2800 новых лазурных автобусов, из них 1244 – на третьем этапе, однако горожанам придется подождать.

Метропланы Беглова не скроют проблемы транспортной реформы

Врио председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев сообщал, что санкционные события внесли коррективы. Один из поставщиков, компания «Волгобас Групп», не может предоставить нужное количество автобусов.

Причиной этого стали логистические трудности, связанные с западными ограничениями на российский импорт. Недопоставка есть и у белорусского МАЗ, в результате чего 378 автобусов придут в город только к 15 ноября 2022 года.

Из-за этого на линиях продолжают работать старые дизельные автобусы, где нет терминалов для оплаты банковскими картами, потому что разрекламированных газобусов не хватает, а это один из знаковых пиар-моментов транспортной реформы.

Региональное правительство губернатора Александра Беглова продолжает с упорством продвигать транспортную реформу, несмотря на то что появляется все больше факторов, осложняющих данный курс.

Метропланы Беглова не скроют проблемы транспортной реформы

Первоначально транспортную реформу планировали провести в 2020 году, но пандемия COVID-19 внесла коррективы. У губернатора и петербургского правительства было два года, чтобы все перепроверить и тщательней подготовиться, но кроме запрета маршруток и массовой закупки техники власти ничего не предложили.

Граждане все чаще критикуют реформу, а власти отвечают разговорами о том, что теперь в городском транспорте повсеместно действуют льготы, но данной риторикой проблемы Санкт-Петербурга не решить.

Ошибки носят чрезмерный характер

«Все это недоработки реформы, которые бывают всегда. Во время любой реформы ошибки встречаются чаще, чем при воспроизводстве стандартных подходов, но недоработки предпочтительней не допускать. Понятно, что во время масштабной реформы возможны разные проколы, но властям платят зарплату не за придумывание, чего бы еще поменять», – заключает политолог Дмитрий Журавлев.

Пока Санкт-Петербург лишился маршруток, но не получил адекватной замены. Большие бирюзовые автобусы хорошо справляются со своими задачами в центре, а вот на окраинах это только усугубило дорожную перегрузку.

Метропланы Беглова не скроют проблемы транспортной реформы
«Нужно было сделать так, чтобы потери были минимальные», – констатирует Журавлев.

Вызывает вопросы и линейность реформы – разговор идет о замене одних автобусов на другие, а не о развитии альтернативных видов транспорта.

Петербургское метро в последние годы окончательно превратилось в долгострой: Беглов 7 августа 2022 года сообщил о планах открыть 89 новых станций и увеличить протяженность метро на 139 км, но это противоречит реальности. Сегодня в городе 72 станции и постоянные проблемы со строительством. Темпы, предложенные Бегловым, опережают советские, но тогда Ленинграду помогала вторая экономика мира вместе с СЭВ.

В Санкт-Петербурге плохие почвы: строительство станции глубокого заложения (большинство городских метрообъектов) требует пяти-шести лет при хорошем финансировании, а в реальности намного больше из-за проблем с подрядчиками и бюджетом. Сегодня в активной стадии работ находятся только четыре станции. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что петербуржцы останутся лишь с транспортной реформой.

До событий 2022 года именно маршрутки, а не метро, как в Москве, связывали окраинные районы города и центр, больше их не будет, и все это усложняет логистику для сотен тысяч, если не миллионов петербуржцев. Интересно также, что защитники изменений напирают на то, что маршрутки являются рудиментом девяностых годов, когда проблемы с городским транспортом привели к его коммерциализации.

«Вид транспорта не устарел, пока ему не найдена замена. Лошадь как транспортное средство устарела только тогда, когда ею перестали пользоваться. Если вы не предложили другого способа перевозки граждан, причем эффективного и не на порядок дороже, для вас маршрутки не устарели», – резюмирует Журавлев.
Метропланы Беглова не скроют проблемы транспортной реформы

При проведении транспортной реформы петербургские власти апеллировали к опыту Москвы, но у столицы другие возможности – как финансовые, так и инфраструктурные. Метро в Москве иногда строится на пустыре.

«Москва сильно отличается от других городов, даже от Санкт-Петербурга. Столица ввела жесткие ограничения против водителей маршруток, но сразу предложила альтернативу. Были вкачаны неимоверные средства в автобусные парки, хотя стопроцентной замены не произошло. Маленькая маршрутка и большой автобус – это две большие разницы, и в Москве это тоже сказалось», – заключает Журавлев.

В Санкт-Петербурге произошла попытка реализации московского сценария, но эффективного результата не получилось из-за разности городов и их возможностей.