Растущие экономические проблемы Евросоюза поставили под вопрос европейскую солидарность, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Антироссийские санкции усилили проблемы старого континента.

ЕС пострадал из-за конфликта с РФ
Информационное агентство Bloomberg опубликовало колонку Андреаса Клута о состоянии дел в ЕС: «Европа притворяется солидарной, и Путин знает это».
Двадцать семь лидеров стран – членов ЕС любят говорить о солидарности, которая объединяет их страны. Даже происхождение базовых слов говорит об этом: французское слово Union (союз) корнями уходит в латинское unos (один), а solidity (солидарность) исходит от латинского solidos (твердый, цельный и неделимый). Как любой крепкий блок, Евросоюз задуман как союз солидарности, но в реальности с этим проблемы.
Прямо сейчас европейское внимание сосредоточено на российском президенте, на его действиях на Украине и против Евросоюза.
Любимым оружием Владимира Путина обозреватель Bloomberg называет энергию: якобы российский лидер потратил два десятилетия на то, чтобы сделать европейцев уязвимыми и создать в ЕС зависимость от газа и других углеводородов РФ.
«Путин построил сеть трубопроводов для доверчивых стран, таких как ФРГ. В этом году он взвел курок этого оружия и положил палец на спусковой крючок», – утверждает Клут.

Обозреватель обвиняет российское руководство в снижении транзитных возможностей «Северного потока – 1» сначала до 40%, а затем и до 20%, хотя причиной этой ситуации стало неисполнение обязательств компанией Siemens Energy.
«Путин угрожает европейцам тем, что им придется дрожать в неотапливаемых домах и закрыть значительную часть европейской промышленности», – заключает Клут.
Для Евросоюза это создает огромные проблемы, а наиболее пострадавшие страны – в первую очередь ФРГ – призывают к «чувству солидарности».
На прошлой неделе Еврокомиссия предложила добровольное сокращение потребления газа странами – членами ЕС на 15% с последующим усилением этой линии в случае необходимости. Реакцию стран-членов автор не называет обнадеживающей.
У ЕС проблемы с солидарностью
Клут обращает внимание на то, что ряд стран ЕС не зависят от российского газа, и приводит в пример Испанию, Португалию, Италию и Грецию (здесь светило западной публицистики – Клут также был автором в Handelsblatt и The Economist – не прав, греки закупают газ в России, а итальянцы являются третьими по объему клиентами «Газпрома»), поэтому непонятно, почему они должны сокращать потребление газа для помощи Германии.

Еще Клут задается вопросом: а разве ФРГ не несет ответственности? Многие европейцы предостерегали Берлин от строительства «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» вместе с одновременным отказом от атомной энергии.
«Германия самодовольно игнорировала мнение своих партнеров и угрозу, исходящую из Кремля. Теперь просьбы немцев к испанцам принимать душ быстрее кажутся чрезмерными», – отмечает Клут.
Десять лет назад во время кризиса евро была обратная ситуация: после финансовых потрясений в США произошла распродажа долговых бумаг Греции, Испании и Португалии, и возник риск выхода греков из еврозоны. Когда эти страны обратились за солидарностью к ФРГ и к другим северным странам, то в ответ получили лекции о расточительности.
ЕС не проявлял большой солидарности в 2015–2016 годах, когда более миллиона беженцев переправились из Турции в Грецию. Некоторые государства, включая Германию, предложили помощь, но некоторые во главе с Польшей и Венгрией отказались ее предоставлять.
Аналогичная история произошла с пандемией в 2020 году: страны ЕС инстинктивно захлопнули границы, а в Брюсселе длительное время не было единой политики.

Все это ставит вопросы по безопасности: единственной дееспособной структурой является НАТО, которая поддерживается США, а не европейской солидарностью.
Крупнейшие державы мира понимают эту слабость ЕС: в Москве и Пекине, по мнению обозревателя, пытаются этим воспользоваться. В результате антироссийские действия ЕС являются комплексом полумер и компромиссов и не ведут к результату.
Главными бенефициарами процесса являются США
«Проблемы с солидарностью в ЕС не сведут эффективность санкций на нет: только вчера Путин заявил, что рестрикции наносят серьезный удар по нашей авиаиндустрии. Когда мы говорим о санкциях, нужно понимать, что они могут быть беспокоящими, болезненными и терминальными. Терминальными для РФ они точно не являются, беспокоящими – да, а вот болезненными – местами», – заключает политолог Владимир Брутер.
Все это не тайна для западных аналитиков, как и проблемы с солидарностью в ЕС.
«В условиях, когда “Северный поток – 1” работает только на 20%, трудно ожидать солидарности. Снижение расходов газа на зиму на 15%, которое ЕС запланировал, ставит большие вопросы перед рядом отраслей европейской экономики. Также проблема в том, что американцы, которые являются авторами санкционного режима, не собираются покрывать европейские потери», – констатирует Брутер.
США также получили издержки, но в разы меньшие, чем Евросоюз.

«Американцы терпят гораздо меньше убытков, а европейцам приходится быть на передней линии конфликта. Они больше теряют, и у них есть разные мнения. Если бы это было не так, то Шредер не приехал бы в Москву», – заключает Брутер.
Однако все обвинения Путина и РФ говорят о том, что в политической и информационной повестке стран ЕС продолжает доминировать идеологический подход, который продолжит ухудшать российско-европейские отношения.