18 +
Поиск
Эксперты рынка недвижимости Петербурга обсудили эффективность механизмов продаж

27 июля в студии Au Pont Rouge прошел третий бизнес-завтрак в рамках XV конкурса «Доверие потребителя» по теме «Собственный отдел продаж vs риелтор. Эффективность. Партнерство или конкуренция?».

Открывая мероприятие, исполнительный директор оргкомитета конкурса Валентина Нагиева отметила, что сегодня на рынке жилой недвижимости Петербурга второй месяц подряд наблюдается спад продаж в новостройках, и эксперты не ожидают быстрого восстановления спроса.

Спрос формируют покупатели жилья для проживания, инвестиционные покупки замерли, а ключевым фактором выбора стал размер ежемесячного платежа.

На фоне кризисов традиционно теплеют взаимоотношения застройщиков и риелторов. Все чаще практикуется гибридный способ продаж объектов в новостройках, где комбинируется работа своего и привлеченных агентств недвижимости, и даже — с подключением банков.

Как отметила Ирина Илясова, начальник управления филиала «Росбанк Дом» ПАО РОСБАНК по СЗ ФО, в банк от агентств недвижимости сегодня приходит 45% клиентов, от застройщиков — 49%. В базе банка зарегистрировано около 50 тыс. зарегистрированных пользователей, агентов недвижимости, представителей агентств недвижимости и застройщиков.

Ежемесячно из Петербурга в нее добавляется 50-100 новых пользователей системы, всего — около 600, из них активных до 15%.

За партнерами закреплен менеджер, все сделки осуществляются в режиме онлайн. В связке «агент-застройщик-банк» хорошо продается кредит на первоначальный взнос под залог имеющейся квартиры и по программам «Назначь свою ставку» и «Легкий старт». В третьем случае опция позволяет уменьшить ежемесячный платеж на 50% в первые годы и быстрее выйти на сделку. Для партнеров действует прогрессивная шкала вознаграждения. Для частных агентов - физических лиц разработан специальный тариф. ООО или ИП могут получать повышенное вознаграждение до 1,25% от суммы сделки.

Екатерина Маткаримова, руководитель центра ипотечного кредитования АО «Банк ДОМ.РФ», рассказала, что банк активно работает с регионами, идя по пути диджитализации. Клиент может купить квартиру в Петербурге через любой канал, не покидая своего города, и приезжает только на приемку новой квартиры и передачу ключей. Ставка для клиента единая и не зависит от канала продаж. Подавляющее число сделок совершается с помощью партнеров банка - агентов по недвижимости, остальные — по инициативе самих покупателей, через сайт банка.

Елена Гутман, начальник управления маркетинга и продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», считает, что если собственный отдел продаж девелопера справляется с финансовым планом, то привлекать к работе агентства недвижимости нет никакой необходимости.

По словам Ирины Орлянкиной, заместителя директора по продажам корпорации «Мегалит», представителя компании «Мегалит – Охта Групп», агенты подключились к продажам в сезон пониженного спроса, позволив отделам продаж выполнить финансовые планы на 100%. Однако, особенность в работе собственного отдела продаж в том, что его сотрудники ведут клиента от первого звонка и до передачи ключей. Агенты же умеют красиво продавать, иногда, правда, обещая то, что застройщик не заявлял.

Как заметила Екатерина Немченко, коммерческий директор холдинга РСТИ («Росстройинвест»), проблема агентств недвижимости, в том, что кроме профессионалов, в них попадаются случайные на рынке люди с низким уровнем подготовки.

Поэтому задача застройщиков — повышать экспертность сотрудников собственных отделов продаж, уточнила Ксения Садкова, директор по продажам LEGENDA. Также важно учитывать бизнес-модель застройщика, от чего во многом и зависит распределение продаж между собственным ОП и риелторами/брокерами.

Между тем, в группе компаний «Ленстройтрест» около 70% сделок проводят именно партнеры. Сотрудники прямых отделов продаж обслуживают, в том числе, их клиентов. Как говорит Денис Заседателев, генеральный директор операционного бизнеса вышеупомянутой ГК, есть четкое разграничение функционала каждой из сторон. Агенты наращивают свою экспертность и мобильно доводят до клиентов все изменения на рынке.

Как прокомментировал Сергей Козлов, директор АН «Адвекс на Академической», весной падение продаж на вторичном рынке было в 2-2,5 раза, а летом начался небольшой подъем, он составляет около 20% от конца мая. Первичка упала больше, чем вторичка. Появился большой разрыв между суммой ежемесячного платежа по ипотеке и ставкой по аренды в аналогичных квартирах, и в большинстве своем потребитель начинает ориентироваться на аренду.

Синергия помогает увеличить продажи каждой из сторон. С точки зрения покупателя, уточнил Сергей Козлов, клиенты с внутренней ориентацией сразу идут в отдел продаж, с внешней — обращаются к риелтору за помощью в подборе квартиры. Профессиональные риелторы как правило присутствуют и на подписании акта приемки-передач объекта, и ведут клиентов дальше, потому что любая новостройка рано или поздно становится вторичкой, которую люди начинают продавать.

В компании «Петербургская недвижимость» в 2021 году соотношение прямых продаж новостроек и агентских составляло 41% к 30%, а в первом полугодии 2022 года оно выглядит как 39% к 32%, рассказала Ольга Кобякова, директор по развитию компании. Подстраиваясь под требования времени, девелоперы каждый год стремятся перераспределять потоки продаж и менять стратегии. В качестве инструментов используются эпизодические повышения комиссионного вознаграждения для агентов, различные акции на новые и существующие проекты и повышение вознаграждения для объектов бизнес- и премиум-класса.

В компании «КВС» свой опыт. Полтора года назад здесь приняли решение отказаться от практики эксклюзива. Теперь, по словам Анжелики Альшаевой, генерального директора, соотношение прямых продаж и агентских составляет 70% к 30%.

Поскольку у компании уже был свой онлайн магазин, на его основе был создан агентский портал, где через личный кабинет более 200 партнеров могут фиксировать клиента в единой системе, резервировать квартиру, записывать на показ и проводить онлайн-сделку. Плюсом такой стратегии в компании считают уход от зависимости АН по выполнению плана продаж, повышение мобильности при принятии решений и снижение затрат.

Семь лет назад команда, которая комплектовала апартаменты, создала компанию «Дом Одет» и открыла направление по работе с девелоперами. По словам Юсупа Магомедова, основателя предприятия, за четыре с половиной года работы с различными застройщиками в компании сделали вывод, что потребители все больше хотят получать полный спектр услуг «в одном окне»: покупать квартиру в новостройке не только с отделкой, но и меблировкой. В этом заинтересованы 60% потребителей, приобретающих жилье для проживания. Внедрение такой услуги — это, конечно, выход застройщика из зоны комфорта, где придется иметь дело с гарантийными обязательствами, но Юсуп Магомедов уверен, что за ней будущее.

Full Service Digital Agency Nectarin регулярно проверяет на практике работу новых performance-инструментов для застройщиков. Организация пришла к выводу, что несмотря на разнообразие тематических площадок информация о застройщике и его предложении порой не доходит до заинтересованной аудитории (принято считать, что у пользователей популярен поиск Яндекса, но по данным независимого сервиса similarweb, 80% мобильной и 75% десктопной аудитории предпочитают пользоваться поисковой системой Google).

По словам Марины Зриловой, директора департамента в Петербурге, эффективность размещения снижается из-за отсутствия ежедневного контроля за контентом карточек ЖК в базах недвижимости. Что обусловлено получением нецелевых обращений и потерей горячих целевых лидов. Так как пользователей в базах недвижимости стало меньше, конкурентная активность возрастает, что заставляет застройщиков повышать ставки за звонок для повышения своей конкурентоспособности.

Как считает Максим Ельцов, генеральный директор Первого ипотечного агентства, сейчас подавляющая доля продаж у застройщиков приходится на ипотеку с субсидированием ставки. Активное продвижение субсидированной ставки на вторичном рынке оживит не только рынок готового жилья, но и новостроек. Пока не пойдут сделки на вторичном рынке, первичка тоже будет в сложном положении.

Елена Маслова, заместитель коммерческого директора системы Нмаркет.ПРО уверена, что будущее во взаимодействии девелоперов и риэлторов — в агрегаторах. Застройщик всегда влюблен в свой объект и полагает, что все должны его купить, однако на практике процесс покупки — это длинная многоэтапная цепочка продаж. В ней незаменимым элементом, как связующее экспертное звено, является риелтор. Именно его компетентное мнение на 75% влияет на принятие решения покупателем.

В системе компании в Петербурге 1900 агентств недвижимости и около 15 тыс. риелторов, из них крупных АН – 32, средних АН – 435, остальные — небольшие агентства недвижимости, ИП и самозанятые. В доле последних очень много профессионалов, которые ушли из больших агентств, сидят в соцсетях и развивают свой личный бренд.

Задача системы — предоставить классный сервис для всех без исключения пользователей. К их услугам — сервис переуступок, система «Сайт+», сервис ипотеки, 22 региона для проведения межрегиональных сделок и т. д. Вскоре будет запущен сервис чатов по сделкам и «Нмаркет.ПРО: Помощник» с искусственным интеллектом.

Завершая дискуссию, Валентина Нагиева выразила общую точку зрения, что петербургский опыт синергии застройщиков и риелторов позволяет выработать участникам системный подход к продажам, улучшить качество оказываемых потребителям услуг и нарастить прозрачность рынка. А для потребителя стоимость покупки в любом варианте одинакова.