18 +
Поиск
Российской металлургии придется приспосабливаться к ментальности азиатских партнеров

Для оздоровления металлургии, пострадавшей от санкций, может потребоваться восемь лет. Именно такой срок нужен для перераспределения логистических цепочек и полного переформатирования отрасли. Об эффективности мер, предлагаемых Минпромторгом, – в материале ФБА «Экономика сегодня».

На совещании с президентом Владимиром Путиным министр промышленности и торговли России Денис Мантуров рассказал о планируемых мерах по спасению металлургии. Документ этот как нельзя кстати – отрасль с началом санкций ушла «в глубокий минус», производство перестало быть рентабельным. Производства, скованные санкциями, терпят колоссальные убытки. Зафиксирован и спад внутреннего потребления, из-за этого заводы снизили свою мощность до 80%.

Восьмилетний срок, озвученный ведомством, – вполне реальная цифра, считает экономист, бизнес-эксперт Екатерина Астахова.

«По озвученным Минпромторгом дедлайнам восстановления экспорта металлургической отрасли – восемь лет – кажется, что срок очень длинный, но я с ним согласна, пусть не восемь, но лет пять-шесть это займет точно, процесс ведь не быстрый», – считает эксперт.

Возврат экспорта зависит от особенностей отрасли

Цикл переформатирования металлургических производств условно поделен на два блока: ближайшие несколько лет составят адаптационный период, финальный этап станет восстановительным. Причина такого медленного приспособления отрасли к санкционным метаморфозам кроется в самой металлургии и ее особенностях, считает эксперт. На данный момент важнейшая цель – перенаправить вектор экспорта в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока на эти рынки приходится половина отгрузки российского металла.

«Металлургия – отрасль очень фундаментальная, консервативная, и так как необходима перестройка экспорта с европейских рынков на азиатский, процесс потребует изменений. Азиаты – всегда азиаты, они будут хотеть скидку, плюс текущая ситуация способствует такому торгу», – рассказала Екатерина Астахова.

Перекрытие каналов экспорта – самая масштабная проблема, с которой столкнулись производства металла. Для решения этой задачи предлагается увеличить объемы внутренних закупок, в том числе и на нужды растущей сферы девелопмента. Предполагается, что в ближайшие годы в России начнут больше строить: как жилые дома, так и промышленные и коммерческие объекты, включая нефте-, газопроводы и автомагистрали. Но в вопросе внутренних закупок возникает проблематика цен.

«Металлурги гибкие по ценообразованию, потому что у них себестоимость и структура затрат очень подвижная – большая доля постоянных расходов, и откорректировать ее достаточно сложно. Чтобы скомпенсировать падение маржи в случае снижения цены, нужно двигаться по расходам, что достаточно затруднительно для металлургических производств», – считает спикер.

По мнению Екатерины Астаховой, один из факторов, повлиявших на формирование Минпромторгом проекта стратегии, – высокая волатильность цен на металлы за последние несколько лет. Помимо строек и инфраструктурных проектов, поддержать отрасль предложили путем закупок в государственный резерв, откуда металл будут поставлять на внутренние нужды и для восстановления инфраструктуры Донбасса.

Российской металлургии придется приспосабливаться к ментальности азиатских партнеров

Минпромторг предложил снизить фискальное давление

Проблема, мешающая развитию металлургии, – способ расчета акциза на сталь и налога на добычу полезных ископаемых. В Минпромторге полагают, что государству стоит ослабить хватку и фискальный контроль отрасли. По версии ведомства, налоговые формулы нужно пересмотреть и скорректировать, они должны быть адаптированы для железной руды и коксующегося угля в отдельности.

Немного лучше обстоят дела в черной металлургии, поставляющей высокомаржинальные товары, к ним относится металлический полуфабрикат: прокат, листы, трубы, рельсы. Также не испытывают пока больших проблем и производители цветных металлов, поскольку цена на медь, никель и алюминий сейчас вышла на уровень конца 2020 года.

Затруднение, с которым может столкнуться российская металлургическая отрасль, – дефицит сырья. Для решения этой задачи в профильном министерстве ввели квотирование производств и снизили цены на лом черных металлов.

Все эти меры пока выглядят как точечные и локальные инициативы, ведь со стороны российских металлургов все чаще поступают сигналы о конкретных и больших проблемах: к примеру, ранее глава «Северстали» и группы «Русская сталь» Алексей Мордашов попросил отменить восьмипроцентную надбавку на железнодорожные перевозки черных металлов.

Проект стратегии развития металлургической отрасли находится на рассмотрении в Кремле, документ пообещали согласовать как можно быстрее и без лишних проволочек.