18 +
Поиск

Коммерческая востребованность Севморпути зависит от геополитики, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов. Отношения РФ и Европы подорваны, есть большие сомнения, что мы сможем осуществлять транзит азиатских грузов по данному маршруту, однако этот проект в любом случае необходим российской экономике.

Западные санкции превратили Севморпуть в стратегический проект России

РФ продолжит развивать Севморпуть

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути до 2035 года с объемом финансирования в 1,8 трлн рублей. Всего документ включает в себя примерно 150 мероприятий.

Подготовка плана и структурирование задач по пяти ключевым направлениям велась под руководством вице-премьера Юрия Трутнева, который одновременно является представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

План включает разделы «грузовая база», «транспортная инфраструктура», «грузовой и ледокольный флот», «безопасность судоходства по Севморпути» и «управление и развитие судоходства по Севморпути», по ним будет осуществляться развитие проекта.

Данные планы должны обеспечить судоходство по Севморпути, подключить ключевые российские госкорпорации, построить грузовые терминалы, транспортные узлы и порты-хабы, включая специальную железнодорожную ветку на севере.

Предполагается строительство пяти серийных атомных ледоколов проекта 22220 «Лидер» и четырех ледоколов с биотопливной энергетической установкой.

Западные санкции превратили Севморпуть в стратегический проект России

Россия обеспечит проект грузовым флотом арктического класса для вывоза товаров из северных регионов, флотом снабжения северного завоза и контейнеровозами для обеспечения транзитных перевозок через Севморпуть.

Есть здесь и военно-космический компонент: РФ создаст арктическую спутниковую группировку мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения, а также специальный аварийно-спасательный флот.

Еще Москва разработает информационные платформы для Севморпути и будет стимулировать международное сотрудничество для развития судоходства по данному направлению, где после февраля 2022 года возникли новые вопросы.

Москва в течение десяти лет позиционировала Севморпуть как альтернативный Суэцкому каналу маршрут грузового сообщения между Европой и Азией. И расчеты показывали, что у него есть перспективы, особенно для стран Северо-Западной Европы.

Однако ЕС ввел против РФ шесть пакетов санкций и в обозримой перспективе не будет заключать с РФ новые торгово-экономические контракты, в результате чего международный компонент Севморпути может сократиться до минимума.

Западные санкции превратили Севморпуть в стратегический проект России

Севморпуть становится внутренним проектом

«Геополитические процессы пока не закончились: у нас на повестке дня конфронтация Китая с США и Европой. Пекин заявил, что ему категорически не нравится западная позиция по Тайваню. И это может привести к еще одному витку санкционной войны, в рамках которого американцы могут попытаться помешать обычному транзиту китайских грузов через Африку», – заключает экономист Дмитрий Адамидов.

В таком случае китайцы обратятся к российским услугам, но тогда возможно и введение европейских санкций против КНР. Об этом в день налета Нэнси Пелоси на Тайвань вышел интересный материал Der Spiegel.

«Если Китай поссорится с США, то Пекину придется идти по Севморпути, а если конфликт будет с ЕС, то вообще зачахнет такое транспортное сообщение, включая все возможные направления поставок», – констатирует Адамидов.

Пока здесь неопределенность, но в ближайшие годы ситуация прояснится.

Западные санкции превратили Севморпуть в стратегический проект России
«В рамках Севморпути присутствует лукавство: для того чтобы привлечь инвестиции, постоянно говорится про транзит грузов. Экономический блок Правительства РФ, мягко говоря, не рвется давать деньги на это направление, потому история про то, что там пойдет огромный поток грузов и будет очень интересно с точки зрения бизнеса, примиряет Минфин с финансированием проекта», – резюмирует Адамидов.

Все упирается в лед: географически Севморпуть короче маршрута через Суэцкий канал и Индийский океан, но паковые льды и погодные условия заставляют суда идти медленней даже при качественной ледокольной проводке.

«Выигрыш здесь часто минимальный, поэтому акценты в Севморпути должны быть сделаны на внутренний рынок. Мы должны исходить из принципа, что это российская территория, которую нужно развивать», – заключает Адамидов.

После ухудшения отношений с США повысилось значение военного компонента.

Здесь находится самый близкий путь для баллистических и крылатых ракет и их носителей между Россией и США, поэтому данное направление стратегически важно.

Западные санкции превратили Севморпуть в стратегический проект России
«В регионе нужно создать сносные условия для жизни и инфраструктуру, а транзит является дополнительной задачей, которая будет решаться при возникновении такой необходимости. Для этого надо изменить ментальность: после 24 февраля у нас все поменялось, но мы мыслим в старом времени. Отсюда такие ориентации внутренних проектов на глобальную востребованность», – констатирует Адамидов.

Коммерческие перспективы Севморпути будут понятны, когда завершится столкновение интересов России и Запада на Украине и возникнет новый баланс сил в мировой экономике. Однако в целом правительственный план сосредоточен на инфраструктуре, а ее в любом случае придется развивать.