18 +
Поиск

«Газпром» полностью оплачивает транзит газа через Украину по условиям контракта образца 2019 года, подтвердил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. Киев стабильно получает от Москвы 100 млн долларов в месяц, но саботирует поставки газа в Европу.

ЕС поддерживает украинский саботаж транзита российского газа

Украина саботирует европейский газовый рынок

Одним из любопытных пунктов современного газового кризиса в ЕС является работа украинской газотранспортной системы (ГТС), поддержка которой до февраля 2022 года наряду с саботажем «Северного потока – 2» была главным инструментом давления на РФ.

Сегодня украинская ГТС загружена на 40–42 млн кубометров газа в день из-за того, что российское сырье заходит только через одно направление (Суджа). Киев отказался работать через маршрут, расположенный на территории ЛНР.

До Словакии доходит примерно 36 млн кубометров газа в день, что-то украинцы оставляют себе, а что-то транзитируют в Молдавию, которая осталась единственной страной Юго-Востока Европы, не перешедшей на импорт с «Турецкого потока».

Базовым соглашением, регулирующим украинский транзит, остается договор 2019 года, по которому «Газпром» обязан выкупать 109,3 млн транзита газа в день, платя за это 100 млн долларов в месяц базовых платежей. Если транзит больше этого объема, то компания должна приобретать на аукционе дополнительные мощности.

ЕС поддерживает украинский саботаж транзита российского газа

Контракт был сформирован в пользу Украины: «Газпром» обязался в течение пяти лет выплачивать украинской стороне 1,2 млрд долларов в год и выкупать дополнительные мощности по ставке, которая в три раза превосходит цену базового транзита.

Расходы на транзит через Украину в 2021–2022 годах были выше, чем через Польшу, и намного выше, чем через «Северный поток – 1», но «Газпром» пошел на подобные жертвы для того, чтобы выполнить свои обязательства по поставке газа.

После 24 февраля 2022 года ситуация на газовом рынке осложнилась не только с украинским направлением, но и со всеми российскими поставками в Европу.

Россия ввела санкции против компании – оператора польского участка газопровода «Ямал – Европа», после чего этот маршрут окончательно остановился, а ситуация с «Северным потоком – 1» уже несколько месяцев не сходит с первых полос европейских СМИ.

ЕС поддерживает украинский саботаж транзита российского газа

Российские поставки газа в ЕС сократились до 60–70 млн кубометров газа в день и в три-четыре раза меньше актуальных запросов европейской экономики, однако никто в Брюсселе и в других столицах не критикует действия Киева.

Загрузка украинской ГТС находится на минимальном уровне

Киев сегодня продолжает получать от «Газпрома» 100 млн долларов транзитных платежей в месяц, но поставляет не положенные 109,3 млн кубометров газа, а объемы, которые в два с половиной раза меньше контрактных условий.

Технологических проблем на Украине нет, поэтому Киев играет против европейских интересов. Одновременно Брюссель под эгидой помощи Киеву продолжает саботировать альтернативный украинской ГТС газопровод «Северный поток – 2».

«Главной проблемой “Северного потока – 2” для немцев долгое время был тезис о том, что сократятся платежи в бюджет Украины. Однако сегодня в Берлине все молчат о том, что “Газпром” выплачивает Киеву транзитные деньги и финансирует этого агрессора, нарушая положения нашего внутреннего законодательства», – заключает Белов.

Попытки компании объявить форс-мажор результата не дали, продолжается полная оплата контракта 2019 года на основании условия «качай или плати». Европейцев также не волнует, что Киев саботирует полноценный транзит газа через свою территорию.

ЕС поддерживает украинский саботаж транзита российского газа
«Пока контракт действует: попытки “Газпрома” заявить о форс-мажоре вследствие действий Киева сошли на нет. Одновременно заявление “Газпрома” о форс-мажоре по поставкам привело к обращению в суд ФРГ компании Uniper с иском о невыполнении контрактных обязательств», – резюмирует Белов.

ЕС продолжает двуличную газовую политику и пытается создать проблемы «Газпрому» и улучшить положение Украины. До 2022 года это приводило к результату, однако в этом году сыграло против европейцев. Совершенно непонятно, почему в условиях текущей ситуации с транзитом газа Брюссель не требует от Киева увеличить загрузку ГТС.