18 +
Поиск
Кадаков: Mercedes формально меняет владельца завода и вернется на рынок в России

Mercedes-Benz Group в процессе поиска нового владельца завода в подмосковном Есипово. ФБА «Экономика сегодня» расскажет, почему продажу производства нельзя приравнивать к уходу марки из России.

Мировые автоконцерны в поисках лазеек, защищающих от санкций, перетасовывают бизнес-колоды: стало известно о продаже завода Mercedes-Benz в Есипово. Производство было открыто с большой помпой после заключения пакетных договоренностей на Петербургском международном экономическом форуме в 2016 году. Суммарный объем инвестиций превысил 250 млн евро. Завод в Есипово обладает мощностями для полного цикла сборки авто, в том числе цехом сборки кузовов, окраски и сборки. Но по итогам введенных в адрес России западных санкций весной 2022 года Mercedes-Benz насчитал 1,4 млрд евро убытков. Чистая прибыль за январь-июль 2022 года просела на 16%.

Дистрибуция машин Mercedes оставляет концерну шанс на возвращение

Ранее СМИ заявляли, что при продаже российских активов Mercedes-Benz также откажется и от дистрибуции марки в России. Но, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в автобизнесе, сделка включает в себя и права дистрибутора. Завод принадлежит Mercedes-Benz на 80%, остальными 20% владеет совместное предприятие «Даймлер КамАЗ Рус». Наиболее вероятным покупателем завода Mercedes называют дилера «Автодом». Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» рассказал: покупка завода почти никогда не означает начало производства машин другой марки.

Кадаков: Mercedes формально меняет владельца завода и вернется на рынок в России
«На заводе Mercedes можно собирать только машины этой марки, потому что он заточен именно под это. Для производства других авто здесь нужно серьезно все переоборудовать. С другой стороны, это сборочный завод, в теории его можно перепрофилировать, но если ничего не изменять, то здесь можно будет собирать только Mercedes и те модели, которые были до этого. Но без самого концерна никакая компания не сможет собирать на этом заводе Mercedes», — сказал эксперт.

Покупка завода не означает возможность запустить производство

Максим Кадаков отмечает, что в прессе и среди чиновников в ходу миф о том, что новый владелец автозавода может легко производить машины исходной марки. Это далеко не так, считает главред «За рулем».

«Они считают, что можно национализировать производство и таким образом решить проблему. Национализация даст результат в виде простаивающего завода, пустой груды металла, который, к тому же, нужно отапливать зимой», — добавил эксперт.

Случай, когда автоконцерн, продавая завод, дает новому российскому владельцу право на дистрибуцию марки, говорит об одном: Mercedes в обозримом будущем хочет вернуться на рынок.

Кадаков: Mercedes формально меняет владельца завода и вернется на рынок в России
«Это значит, что нам косвенно говорят: компания надеется в каком-то виде сохранить бизнес, но в каком — пока непонятно, потому что никто не знает, что будет дальше, даже через месяц. Покупка крупным дилером или какой-то иной структурой завода с этими правами означает, что это производство будет более или менее официальным», — резюмирует спикер.

Продажа завода — часть плана сохранения рынка в России

Эксперт напоминает: любой новый владелец без прав дистрибуции станет обладателем не завода, а простой прямоугольной коробки, напичканной бесполезными производственными линиями. Никто не сможет собрать здесь ровным счетом ничего без поставляемых на производство машинокомплектов.

«Сделка Mercedes — пока только верхушка айсберга, детали мы узнаем несколько позже. Пока это выглядит как попытка сменить лицо, которое здесь будет заниматься бизнесом, — не сам Mercedes, а кто-то другой. Я вижу, что это попытка уйти от прямой работы на российском рынке с сохранением возможности хоть как-то влиять на ситуацию, потому что при первом же шансе Mercedes вернется», — сказал Максим Кадаков.

Россия не является для Mercedes ключевым рынком, тем не менее российские покупатели предпочитают приобретать более дорогие модели Mercedes, и концерн на каждой сделке в стране зарабатывает в среднем больше, чем в других странах. Все это дает основания полагать, что продажа завода в Подмосковье — стремление визуально соответствовать санкционным трендам, сохраняя при этом возможность для возврата в Россию.