18 +
Поиск
Речист, да на руку нечист: как распознать мошенника при телефонном звонке «из банка»

Россияне часто становятся жертвами мошенников, представляющихся сотрудниками банков. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает, как распознать злоумышленника в телефонном разговоре.

Со звонками «из банка» сталкивался практически каждый россиянин. С 2020 года число случаев мошенничества с банковскими картами и счетами стремительно растет из-за цифровизации. Деньги теряют даже высокопоставленные сотрудники банков, не избежала этого и дочь пресс-секретаря президента РФ Елизавета Пескова. Несмотря на то что схемы мошенников становятся все более изощренными, их можно распознать в ходе телефонного разговора по нескольким ключевым признакам.

Мошенник звонит с неизвестного или скрытого номера. Сотрудники банков всегда звонят с официальных номеров (указаны на оборотной стороне карты). Неизвестный номер можно проверить в интернете: на специальных сайтах люди оставляют отзывы с указанием цели звонка и отметками «реклама» или «мошенничество». Перезванивать на неизвестные номера нельзя: за это может списаться плата.

Подозрения должны вызывать SMS с незнакомых номеров, касающиеся банков и счетов. Иногда мошенники меняют номера и названия на схожие с официальными, но отличающиеся одной цифрой или буквой. Защититься от нежелательных звонков могут помочь приложения и услуги крупных банков, операторов связи и компаний – разработчиков антивирусов. Однако следует помнить, что мошенники могут подменить номер с помощью специальных программ.

Мошенник пытается создать стрессовую ситуацию с первых минут разговора. Представляясь сотрудником банка, полиции, следственных органов, злоумышленник торопит, требует быстрых решений, угрожая потерей денег и другими последствиями. Звонящие могут знать ваше имя, дату рождения и прочие данные благодаря утечкам.

Преступники могут задавать вопросы вроде «знаком ли вам этот человек?», «приходила ли вам повестка?», «были ли вы в таком-то городе?». Типичный сценарий мошенников – рассказ о попытке оформить кредит на ваше имя, который необходимо перебить оформлением нового кредита.

Мошенник хочет выведать конфиденциальные данные (номер карты, ПИН-код, CVV, кодовое слово, данные из SMS банка). Часть данных может быть известна преступнику из-за «сливов» и утечек. Следует помнить, что сотрудники банков никогда не спрашивают данные карты. Для подтверждения личности они могут запросить только паспортные данные, ИНН или кодовое слово.

Мошенник настойчиво требует совершить какие-то действия, связанные с переводом денег. Объяснения могут быть самыми разными. Например, перевод на «безопасные», «служебные» или «резервные» счета для спасения средств от хищения (на самом деле эти счета принадлежат преступникам, и вернуть с них деньги будет невозможно). Также мошенники могут потребовать установить определенную программу, которая позволит им украсть деньги и контролировать счет, либо внести определенную сумму наличных на карту в банкомате.

Помните: сотрудники банка никогда не просят перевести деньги на карты и счета, не имеющие к вам отношения. Если в ходе разговора незнакомый человек (кем бы он ни представился) требует перечислить деньги на неизвестный счет, будьте уверены: это злоумышленник.

Мошенники часто не отличаются высокой культурой речи. Сотрудники банков стремятся говорить внятно, четко и грамотно, поскольку проходят отбор и ориентированы на комфорт клиентов. В мошеннические же организации людей нередко набирают «с улицы», и им трудно формулировать сложные мысли без методички. Очень распространены мошеннические звонки россиянам из соседних стран, в первую очередь с Украины, жителей которых можно выявить по характерному говору.

ЦБ РФ ведет активную работу по противодействию телефонным мошенникам. С 1 октября россияне смогут устанавливать лимит онлайн-транзакций и предельную сумму списаний на определенный период. Также Центробанк хочет обязать банки возвращать обманутым россиянам всю сумму перевода на мошеннический счет в течение 30 дней.