18 +
Поиск
Работа «в минус» заставит эстонских железнодорожников законсервировать колею

Оператор национальной железной дороги Эстонии бьет тревогу: из-за блокады сообщения с Россией перевозчик недосчитался 20 млн евро. О том, почему ситуация может обернуться катастрофой для страны, расскажет ФБА «Экономика сегодня».

Эстонский железнодорожный перевозчик Eesti Raudtee обнародовал отчет об убытках. Сумма превысила 20 млн евро и к следующему году только вырастет. Но работа «в минус» в данный момент симптоматична для всех железных дорог приграничных с Россией стран, поддержавших санкции. ФБА «Экономика сегодня» уже сообщало о потерях Финляндии, недосчитавшейся из-за отмены рейсов 39,9 млн евро, заморозившей пассажирские перевозки скоростными поездами Allegro и списавшей подвижные составы на 45 млн евро.

Логистика железных дорог кардинально изменилась

До введения санкций из России можно было выехать на поезде в Финляндию, Германию, Францию (Париж и Ниццу), Австрию, Польшу, Чехию, Италию, Латвию, Литву, Эстонию и страны СНГ. Сейчас на сайте РЖД доступны всего несколько направлений: Абхазия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан и Монголия.

Работа «в минус» заставит эстонских железнодорожников законсервировать колею

Наряду с Германией, Финляндией и Польшей, Прибалтика больше всего пострадала от антироссийских санкций, считает транспортный эксперт Дмитрий Адамидов. Но ключевое отличие той же Эстонии и Латвии в том, что железнодорожный транспорт занимал в экономике этих стран гораздо более заметное место, чем, к примеру, для ФРГ.

«Для Прибалтики железная дорога была одной из последних ключевых отраслей, по которой они взаимодействовали с Россией. Исторически представители железнодорожных перевозчиков Эстонии и Латвии гораздо более пророссийски и лояльно настроены. Они никогда не делают резких высказываний в адрес нашей страны, прекрасно говорят по-русски и не придуриваются. В поисках субсидий, они, безусловно, всегда пишут о том, что им не хватает денег», — сказал эксперт.

Убытки эстонских железнодорожников стремительно растут

Железнодорожный оператор Eesti Raudtee из-за прерванного сообщения с Россией недосчитался 20 млн евро, в прошлом году сумма составила 16,4 млн, потери, вероятно, были связаны с постпандемийной инерцией. Часть убытков этого года — 12 млн евро, удалось «выбить» у государства, но это мало поможет, ведь недостача в размере 8 млн евро все же является крупной проблемой, которую эстонские перевозчики не смогут решить оперативно.

Работа «в минус» заставит эстонских железнодорожников законсервировать колею

Следующий год станет еще более убыточным для этого сектора транспорта страны: аналитики прогнозируют рост убытков на 5 млн евро. Именно поэтому эстонские железнодорожники не поддерживают санкции, но вынуждены подчиняться диктату властей.

«С одной стороны они борются за субсидии, с другой — являются союзниками РЖД. До обострения истории с Украиной в Риге регулярно проводился Балтийский форум "1520" (Ширина колеи — Прим. ред.). Прибалтика всегда была настроена к России дружественно именно в этом сегменте. В Латвии железные дороги несколько лет назад были крупнейшим предприятием, его начальник был сама любезность, по-русски говорил без акцента», — продолжил собеседник издания.

Эксперт уверен — нынешняя ситуация является экстремальной для прибалтийской железнодорожной инфраструктуры и вполне может дойти до того, что перевозчикам придется законсервировать колею. Содержать «железку» при долгом простое, когда она приносит только убытки, просто невыгодно. Но это, по мнению эксперта, противоречит самому микроклимату приграничных прибалтийских городов.

«Нарва всегда была немного в оппозиции, там своя интересная история, это практически полностью русскоязычный город. Здесь всегда шла бойкая торговля на границе. Сейчас такие времена, когда маразм побеждает здравый смысл с большим отрывом. Но, боюсь, что железную дорогу эстонцы могут законсервировать, потому что возить там нечего, транзит рухнул. В каком виде инфраструктура пробудет в таком состоянии, сейчас никто сказать не сможет», — подытожил транспортный эксперт.

В августе прошлого года через три пограничных пункта в Эстонию приходило в среднем семь с половиной поездов в день, сейчас границу пересекает только три состава. Накануне в Нарву и вовсе прошел только один поезд.

Пока неясны перспективы проекта Rail Baltica, в рамках которого эстонцы планировали модернизировать дорогу с «русской» колеей в 1520 мм, доставшуюся «в наследство» от СССР, под европейский стандарт в 1435 мм. Глава эстонских железных дорог Кайдо Циммерманн резюмировал, что Евросоюз больше не выделяет денег на проект.