В начале года отечественные и зарубежные мясоперерабатывающие компании, работающие на российском рынке, столкнулись с первыми трудностями: Россия ввела запрет на импорт мяса из стран Евросоюза в связи с риском распространения свиной чумы.
Впоследствии сложности лишь нарастали и не только по причине ограничений на ввоз продуктов и продуктового сырья, но и в силу неблагоприятных экономических условий. Инфляция на продуктовом рынке достигла двухзначных чисел, рост зарплат замедлился, и реальные доходы россиян впервые за долгие годы стали сокращаться.
Как поступают в таких условиях производители мясной продукции, и какие меры предпринимает власть для смягчения негативных последствий, разбиралось ФБА «Экономика сегодня».
Шумные аналитики и эксперты наперебой кричат о чуть ли не грядущем голоде и угрозе продовольственной безопасности страны. Казалось бы, положение безнадежно: впору повесить нос и впасть в отчаяние. Однако люди дела – производители – далеки от политических спекуляций и настроены гораздо оптимистичнее. Да, признают они, сложности есть, но российский рынок по-прежнему остается одним из крупнейших в Европе и мире, и в этом залог успеха и потенциал развития.
Производители мыслят позитивно

«Наша задача как производителя – найти решения, которые позволят адаптироваться к сложившейся ситуации и продолжить развитие компании в изменившихся условиях», – демонстрирует позитивный настрой Ярмо Линдхольм, генеральный директор одного из лидеров отрасли ООО «Пит-Продукт» и исполнительный вице-президент компании «Атриа-Россия».
Основная трудность, с которой столкнулись производители мясных продуктов, – рост стоимости мяса и мясного сырья. С начала года оно подоражало на 40%, а свинина и того больше. И это несмотря на то, что уже налажены альтернативные прежним поставки сырья. Конечно, цена после летних максимумов снизилась, но все еще завышена, полагает Ярмо Линдхольм, и выражает надежду, что в грядущем году она снизится еще.
Однако надеждами дело не ограничивается. Мясопереработчики делают конкретные шаги, чтобы справиться с трудностями. «Отдел развития работает над созданием новых рецептов, использующих более доступное сырье, которое позволит предлагать продукты по-прежнему высокого качества, но по доступным ценам», – делится Ярмо Линдхольм.
Другое решение – выход на новые сегменты рынка, доселе либо никем не занятые, либо ставшие свободными после запрета на импорт. В первом случае – развитие оригинальной концепции собственных ресторанов быстрого питания. Они завоевывают все большую популярность и уже позволяют выйти за пределы российского рынка, в Казахстан и Белоруссию.
Во втором случае производители налаживают контакты с зарубежными партнерами и покупают технологии производства продуктов, которые раньше имортировались. «Начинаем продажи продуктов компании «Касадемонт», но вначале мы проделали огромную работу для того, чтобы начать их производство в России. Мы можем с уверенностью сказать, что это настоящие испанские продукты, которые производятся по испанской технологии и с использованием испанских специй, но на территории Российской Федерации», – говорит Ярмо Линдхольм.

«Мы хотим выйти на российский рынок с прежним объемом», – дополняет его госпожа Адриано Касадемонт, владелица компании «Касадемонт» и дочь ее основателя. Главный технолог компании, Джорджо Бернардо, гарантирует высокое качество и заверяет: «Традиции средиземноморского сырокопчения будут соблюдены, и потребитель не найдет отличий от оригинального испанского продукта».
Еще один выход из трудного положения – перестройка системы логистики. В срочном порядке – события этого года носили шоковый характер, и никто не мог их предвидеть – пришлось наладить поставки сырья из Бразилии, Китая, Чили, а также начать инвестировать в производство сырого продукта в России. Ярмо Линдхольм прогнозирует, что Россия станет полностью обеспечивать себя мясом, а это позволит снизить цены на конечную продукцию. Так происходит всегда и везде, утверждает он.
Кроме того, приходится идти на жертвы и за счет прибыли удерживать цены на ряд продуктов из производимого ассортимента, а на некоторые и вовсе замораживать. Так, рост цен на сырье составил 40%, а отпускные цены выросли только на 15%. Однако, как бы ни старались производители, от повышения цен они все равно отказаться не могут.
Власть в помощь
Не только игроки мясного рынка прилагают усилия для преодоления препятствий, возникших с введением ответных санкций, но и органы власти. Президентом России и премьер-министром перед ними поставлена задача – предпринять меры по импортозамещению: добиться максимального роста отечественного производства продовольственных товаров, а там, где это сделать невозможно, – покупать технологии и ввозить из наиболее дружественных нам стран.
Органы власти ведут работу по двум основным направлениям. Это открытие новых и расширение существующих производств и предоставление им субсидий. «Запланировано строительство сыродельного завода производительностью 250 тонн в сутки в городе Луга. В настоящее время выбрана площадка, ведутся работы по проектированию. Начало строительства ожидается во втором квартале 2015 года, а пуск завода намечен на начало 2016 года», – рассказывает Виктор Кобяков, начальник отдела пищевой перерабатывающей промышленности Ленинградской области. В год это означает производство свыше 90 тысяч тонн. Для сравнения: объемы производства компании «Касадемонт», по словам ее владелицы, – 20 тысяч тонн в год, и лишь 1/20 поставлялась на российский рынок.

В планах администрации области увеличение производства молока. Для этого строят и уже открывают новые животноводческие комплексы. В частности, в Прионежском районе комплексы строят в хозяйствах «Петровском» и «Гражданском», а в Кингисеппском районе открыли большой комплекс в хозяйстве «Агробалт».
Раньше местным производителям чрезвычайно трудно было получить доступ на прилавки крупных торговых сетей. Но сегодня мелкий и средний агробизнес оказался в выигрыше – сетевые магазины, по словам Кобякова, повернулись лицом к местным сельхозпроизводителям после введения ограничений в августе. «Они стали заинтересованы в том, чтобы продавать местную продукцию. Предприятиям малого и среднего бизнеса звонят с просьбами реализовать продукцию. Раньше этого не было. Это честный откровенный ответ. Многие предприятия заключили контракты с сетевыми магазинами и начинают успешно работать», – комментирует неожиданный и несомненно благоприятный для нас поворот событий представитель администрации области.
Власти поддерживают отечественного производителя рублем – выделяют субсидии. Ожидаемая величина субсидий в 2014 году – 8 млрд рублей. «Это очень значительная цифра», – акцентирует внимание чиновник. Накануне область посетил министр сельского хозяйства Николай Федоров и заверил местные органы власти и производителей, что уровень их поддержки в следующем году не только не снизится, но даже вырастет.
Уровень поддержки действительно значителен, поэтому корреспондент ФБА «Экономика сегодня» не мог не поинтересоваться, по какому принципу она оказывается и как администрация контролирует использование выделяемых средств? Почему-то чиновник решил ответить на вопрос очень коротко, а после поспешил ретироваться. Предприятие предоставляет пакет документов, документы проверяют и выплачивают субсидию. А контроля использования предприятием выделенных средств в дальнейшем, как выяснилось, нет. Виктор Кобяков предложил поверить на слово, что государственные деньги зря не раздаются.
По всей видимости, усилия властей не проходят даром и дают первые результаты. По словам Кобякова, уже достигнуто почти полное самообеспечение по основным видам продуктов – молоку, мясу, яйцу, картофелю, овощам, а в этом году по ним ожидается рост по сравнению с прошлым годом.

Таким образом, вопреки прогнозам скептиков, санкции и ответные меры со стороны России уже начали приводить к подъему отечественного производства и создали новые точки роста в продовольственной отрасли, а для малого и среднего производителя так и вообще открыли второе дыхание. Сложности есть, но опыт показывает – совместными усилиями власти и бизнеса они преодолимы.
Антон Соловьев