
Чехия сомневается в том, что Евросоюз начнет закупать российский газ через турецкий хаб, о создании которого договорились Москва и Анкара. На этот выпад уже ответили в Кремле, Дмитрий Песков напомнил, что в Европе существуют и другие страны, кроме Чехии, чьи интересы могут простираться в районе планируемых поставок газа. ФБА «Экономика сегодня» расскажет о мнении профессора факультета международных отношений СПбГУ Николая Межевича по этому вопросу.
Позиции стран Европы по отношению российского топлива, которое страна планирует экспортировать через планируемый газовый хаб, могут быть разными. Так ответил на мнение Чехии о возможных закупках Евросоюзом энергоресурса у Москвы Дмитрий Песков. Это заявление Кремля последовало на реляции Праги о том, что ЕС, по их мнению, не станет закупать топливо через новый логистический коридор в Турции, считая это невозможным по причине санкций в адрес российского экспорта. Такое мнение высказал министр промышленности и торговли Чехии Юзеф Сикела. Пресс-секретарь президента России подчеркнул, что в ЕС кроме Чехии есть и другие государства-интересанты, и публикация подобного мнения чуть ли не от лица всего ЕС со стороны Праги выглядит нелепо.

С этим согласен и собеседник ФБА «Экономика сегодня», поведению чешских элит удивляться не стоит, и в новости о раздражении страны от перспектив создания газового хаба России и Турции нет ничего сверхъестественного, считает Николай Межевич.
«Чехия, провалив все, что можно в экономической политике, усиленно ищет виноватых. Если раньше виноватой была исключительно Россия, то теперь к числу виноватых относится и Турция. Если с Россией захочет торговать, скажем, Италия, то будет виновата эта страна. В общем, ничего удивительного здесь нет», — сказал политолог.
Политическая воля Чехии находится на нуле, и это вполне естественное состояние республики, считает профессор. Каждый новый этап истории обозначен для Праги новым «куратором», диктующим правила несамостоятельной стране.
«Чехия это такая удивительная и интересная страна, элита которой с видимым удовольствием отдается сильному. Если это Наполеон — то Наполеону, если Сталин — то Сталину, если Франц Иосиф — Францу Иосифу, а сейчас это Вашингтон и Байден», — добавил профессор СПбГУ.
Чехия в этом смысле демонстрирует последовательность, бывали редкие исключения из правил, но это были небольшие и быстро угасающие «вспышки на Солнце».

«Все, что мы с вами наблюдаем, вполне вписывается в ту систему, которая сложилась на протяжении всей истории Чехии. Было одно исключение в Средние века — гуситские войны — попытка перехода от католицизма к протестантизму, эта инициатива была подавлена. Но, пожалуй, кроме этого примера больше никаких подобных случаев у Чехии не было», — подчеркнул собеседник издания.
Чешские власти сколотили себе реноме политических отщепенцев, напоминает Николай Межевич. И все сказанное политиками в Праге можно считать прямой артикуляцией мнения США.
«Дело вообще и не в Чехии, в Праге огромное американское посольство, в нем сидит третий секретарь, ноги у него в хороших американских ботинках, он курит сигару, пьет виски и дает указания премьеру или президенту Чехии. Кто-то может назвать эту схему приблизительной и ориентировочной. Но нет значения, кто отдает распоряжения: третий или второй секретарь, советник или посланник. Суть от этого не меняется: внешняя политика Чехии управляется щелчком пальцев из Вашингтона. Поскольку США далеко, эту функцию берет на себя посольство Соединенных Штатов Америки в Чешской республике. Если Вашингтон каким-то образом захочет помириться с Москвой и с Пекином, уверяю вас: в Праге тут же начнут устанавливать российские и китайские флаги. Тут, как говорится, ничего личного, это свойственная Чехии политическая неразборчивость», — подытожил эксперт.
Ранее ФБА «Экономика сегодня» писало, что чехов беспокоит инфляция в стране, эта озабоченность значительно превышает переживания о судьбах Украины.