18 +
Поиск
Энергетика
Энергоэксперт Демидов: «танкерный кризис» разбивает вдребезги преимущества морских поставок СПГ

Мировой морской трафик сжиженного газа под угрозой: за 2022 год фрахт танкеров, перевозящих топливо, подорожал в шесть раз и это далеко не предел. О фатальных просчетах мировой энергетики - в материале ФБА «Экономика сегодня».

Санкции Запада в адрес российских энергоресурсов бьют бумерангом по мировым энергопотребителям с разных фронтов. Одна из проблем, о которой не принято было говорить ранее — спекулятивное взвинчивание цен на фрахт (аренду) судов для перевозки энергоресурсов.

Кризис стал золотой жилой для судовладельцев

Владельцы танкеров не хотят упускать возможности, которые дает возросший спрос на транспорт газа в ЕС и поднимают цены на услуги. РИА Новости приводит данные Baltic Exchange — товарной и фрахтовой биржи, заключающей брокерские контракты на морские перевозки. Согласно информации, предоставленной биржей, цена на услуги СПГ-танкера выросла в шесть раз и составляет 450 тысяч долларов в сутки.

Энергоэксперт Демидов: «танкерный кризис» разбивает вдребезги преимущества морских поставок СПГ

Еще одна сопутствующая проблема: нехватка танкеров из-за возросших потребностей Европы в СПГ. Все это порождает новые тенденции в логистике, к примеру, некоторые предприимчивые бизнесмены фрахтуют недорогие танкеры и сдают их в субаренду. Также подорожали и сами суда, для того, чтобы в 2022 году приобрести танкер ледового класса для перевозки СПГ, нужно будет заплатить вдвое больше, чем в прошлом году.

Подорожание фрахта будет усиливаться

Владельцы танкеров сейчас в выигрыше и «не боятся ни бога, ни черта, ни советской власти», считает международный эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов. Они продолжат взвинчивать цены на фрахт, в некоторых случаях речь идет уже и о десятикратном подорожании. Самое главное — сейчас ко многим приходит понимание: трубопроводные поставки газа по сравнению с морскими перевозками СПГ выглядят более надежно.

Энергоэксперт Демидов: «танкерный кризис» разбивает вдребезги преимущества морских поставок СПГ
«Если мы посмотрим на поставки СПГ, то у них есть три очевидно слабых места: это необходимость строительства дорогостоящих мощностей по сжижению газа, это дефицитный транспорт, то есть, танкеры, и такие же дорогие мощности по регазификации. Каждое из этих звеньев является бутылочным горлышком», — сказал эксперт.

Танкеров в мире всего около семисот штук, большая часть из них работала на тихоокеанский регион, а сейчас им нужно будет дополнительно обслуживать Европу, напомнил собеседник издания. Все это подогревает рынок газа, и без того испытывающий небывалые проблемы.

«В кризисе, который происходит сейчас, мы видим, что более надежного, дешевого и более экологичного способа транспортировки газа, чем трубопроводные поставки, не существует», — добавил аналитик.

Танкерный кризис показывает бесполезность санкций

В связи с тем, что поднялись цены на фрахт, эмбарго на морские перевозки энергоресурсов, вводимое Западом, становится бессмысленным. Морская логистика в кризисе, а судовладельцы получают сверхприбыли, делая услуги фрахта элитными и недоступными многим.

Энергоэксперт Демидов: «танкерный кризис» разбивает вдребезги преимущества морских поставок СПГ
«Все, что делается в плане санкций, не имеет никакой экономической подоплеки, это просто глупо и необдуманно. Я понимаю, что санкции направлены на то, чтобы урезать прибыли Российской Федерации, но таким образом авторы ограничений поднимают цены во всем мире на энергоресурсы. Наказывая Россию, они делают так, что наша страна будет получать больше прибыли за счет роста цен. Да, мы будет продавать меньше, но ввиду того, что стоимость нефти и газа растет, это все становится бессмысленным. Это результат того, как политики пытаются играть в экономику», — прокомментировал Владимир Демидов.

Подорожавший фрахт в сумме с ростом биржевой цены на газ, прогнозируемым в ближайшее время, сделает голубое топливо еще более недоступным для конечных потребителей и в разы ужесточит энергетический кризис.

Энергоэксперт Демидов: «танкерный кризис» разбивает вдребезги преимущества морских поставок СПГ
«Ранее транспорт газа СПГ из США в Европу прибавлял 10 долларов на 1000 кубометров. Если мы говорим о цене в 1000 долларов на тысячу кубометров газа, то это не так много, сейчас цена на газ падает, но это временное явление. А так как мы говорим сейчас и о подорожании фрахта в шесть, а в некоторых случаях и в 10 раз, то здесь речь идет о том, что тысяча кубометров прибавляет по 100 долларов издержек на аренду судна против 10 долларов ранее. Понятно, что это существенная и колоссальная разница», — подытожил эксперт.

У судовладельцев нет никаких препятствий для того, чтобы не повышать стоимость фрахта и дальше, и ситуация со временем только усугубится, считает аналитик.