Закрытие европейского неба для российских самолетов и симметричные действия Москвы привели к буму на авиаперевозки в Центральной Азии. ФБА «Экономика сегодня» приводит пример Киргизии и Казахстана, которые сняли сливки с создавшейся ситуации.

Информационное агентство Reuters сообщает о резком росте спроса на авиатопливо в странах Центральной Азии за первые девять месяцев 2022 года.
Регион стал авиахабом после введения западных санкций и закрытия европейского неба для российских самолетов и симметричного решения Москвы.
Ранее функции хаба выполняли московские аэропорты, но сегодня ситуация изменилась.
Агентство также связывает этот процесс с бегством уклонистов в Казахстан, но реальным эффектом от этого феномена стал резкий рост цен на авиабилеты. Он прекратился несколько недель назад, однако число рейсов осталось прежним.
Поставки авиатоплива из РФ в Центральную Азию выросли в два раза: в январе-сентябре 2022 года они составили 385590 тонн, в противовес 2021 году с его 194444 тоннами.

Поставки российского топлива в Киргизию выросли в 2022 году до 140000 тонн, а в Казахстан с 62500 тонн годом ранее – до 138200 тонн.
Причина ситуации носит транспортный характер: прямых рейсов по направлению Россия – Евросоюз сегодня нет, а полеты в Турцию ограничены ситуацией в черноморской акватории и неопределенным статусом российских самолетов.
Москва до сих пор не пришла к компромиссу с западными лизингодателями по праву собственности на удержанные по указу президента РФ Владимира Путина самолетами, а Airbus с Boeing не возобновили полноценного обслуживания наших лайнеров.
Характерный пример: из Бишкека увеличилось число рейсов в Турцию и ОАЭ, вследствие чего российским пассажирам нужно делать не менее двух пересадок для попадания в ЕС.

Авиакомпании Центральной Азии воспользовались ростом спроса и увеличили число транзитных рейсов. Санкционный режим дает им отличные перспективы – раньше Москва соединяла между собой воздушные пространства Европы и Азии, а теперь они могут стать новым транзитным коридором как для европейцев, так и для россиян.
Разрыв отношений между РФ и ЕС продолжает создавать бизнес-ниши для третьих стран.