Подключение Запорожской АЭС к российской энергосистеме необходимо с точки зрения безопасности, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов. Данный объект вырабатывал 20% украинской электрогенерации, поэтому это большая потеря для Киева.

Запорожская АЭС стала собственностью «Росэнергоатома»
Глава администрации Энергодара Александр Волга заявил, что началась интеграция Запорожской АЭС в юрисдикцию концерна «Росэнергоатом», который является оператором атомных станций на территории России.
Решение логичное – Запорожская область вошла в состав России и стала полноценным субъектом федерации, после чего инфраструктурные объекты региона должны перейти под контроль российских операторов и государственных ведомств.
«Передача Запорожской АЭС в собственность России вызвана тем, что эту инфраструктуру необходимо подключить к энергосистеме, чтобы она могла нормально работать. Речь идет не о выработке электроэнергии, а о простом функционировании объекта. Это важно с точки безопасности», - констатирует энергоэксперт Александр Перов.
Россия должна реализовать данный процесс, чтобы обезопасить шесть атомных реакторов ВВЭР-1000 от техногенных катастроф.
Внешние игроки данный переход не признают, но это важная трансформация.

Украинская энергетика несет потери
Данное событие заставляет задуматься о состоянии украинской энергетики – до февраля 2022 года Запорожская АЭС давала 20% электрогенерации страны.
Киевский режим в настоящее время проводит веерные отключения электричества и пугает население «самой холодной и темной зимой в истории», в украинской столице для усиления паники даже началось возведение убежищ от ядерных ударов.
Президент Украины Владимир Зеленский вчера заявил, что 40% украинской энергетики выведено из строя, однако в Киеве работает метро и нет признаков того, что обесточены другие стратегические объекты.
Основные издержки испытывает население, а Киев создает видимость катастрофического ущерба, чтобы получить западную помощь. Тезис о потере 40% электрогенерации Зеленский высказал на переговорах с еврокомиссаром Кадри Симсон.

Практика показывает, что украинская энергетика остается дееспособной – в стране продолжается движение поездов на электрической тяге, поэтому существующие мощности обеспечивают функционирование киевской военной машины.
Проблему нужно оценивать с точки зрения нужд ВСУ и украинского ВПК – хватает ли Киеву электричества для поставок вооружения и работы оборонных предприятий, а не с точки зрения украинского потребления с расчетом на прошлый год.
Сегодня Украину покинули миллионы людей, из ее состава вышли два региона (отделение ДНР и ЛНР от украинской энергетики произошло в 2014 году), предприятия остановились, поэтому физические потребности страны в электричестве уменьшились в разы.
В августе Зеленский предлагал на экспорт 6 МВт электроэнергии, но после ракетных ударов таких возможностей у Киева больше нет, но это не означает, что там уже не хватает генерации – у Украины остается еще три атомных станции, много ГЭС и ТЭС.
Киев сравнивает потери с 2021 годом
«Потери украинской энергетики оценивались в десятки процентов еще до того, как Россия начала наносить постоянные удары по ее критичной инфраструктуре, но это в сравнении с цифрами прошлого года», - заключает Перов.

Данный ущерб в ближайшие недели и месяцы продолжит расти, и это очевидно.
«Про запас прочности украинской энергетики сложно говорить, но население страны испытывает огромные проблемы с энергопотреблением, поэтому заявление Зеленского может иметь под собой основания», - резюмирует Перов.
Киевская риторика напоминает сравнение текущих объемов выработки с показателями 2021 года, в результате чего могут верны оба тезиса, как про потери в 40%, так и о том, что Украина продолжает производить достаточные для себя объемы электроэнергии.
Европа не поможет Украине
Для Украины важнее вопрос западной помощи – украинцам не хватает не менее 4 млрд кубометров газа для прохождения отопительного сезона, много вопросов по углю и по другим энергоресурсам. Денег на то, чтобы все это купить, у Киева нет и не предвидится, а в Евросоюзе и США также прослеживаются трудности в энергетике.
«Украинские проблемы усугубляют ситуацию в ЕС. Киев являлся крупным поставщиком электроэнергии на европейский рынок, в том числе и в Венгрию, которая лояльней всех в ЕС относится к России. И действительно вопрос, как Брюссель поможет украинцам этой зимой, многое здесь зависит от погоды», - заключает Перов.
Не исключен вариант, что страны ЕС столкнутся с жестким энергетическим кризисом по причине продолжительных морозов на старом континенте.

«Даже в случае умеренной погоды Евросоюзу придется проходить грядущий отопительный сезон по “лезвию бритвы”», - резюмирует Перов.
Таким образом, после того, как термометр в Западной Европе опустится ниже отметки в минус пять Цельсия, там сразу забудут про замерзающих украинцев.