18 +
Поиск
Экономика Торговля Технологии

Торгово-промышленная палата РФ предложила дополнительные меры по повышению эффективности антимонопольного контроля в условиях современных цифровых рынков. Об этом сообщил глава ТПП РФ Сергей Катырин по итогам встречи с главой ФАС Максимом Шаскольским, которая состоялась в рамках цикла мероприятий «Встречи на Ильинке» с руководителями федеральных органов власти и ведущих институтов развития.

ТПП РФ предложила расширить антимонопольные меры для цифровых рынков

Он отметил, что в комитете Государственной думы по защите конкуренции рассмотрены и полностью учтены представленные ТПП РФ предложения по проекту федерального закона №160280-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (в части совершенствования антимонопольного регулирования цифровых рынков). Законопроектом, разработанным ФАС России в рамках «пятого антимонопольного пакета», предлагалось дополнить федеральный закон «О защите конкуренции» новой статьей 10.1, предусматривающей запрет монополистической деятельности для лиц, использующих в информационно-телекоммуникационной сети программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок продавцов и покупателей.

При этом антимонопольные требования предлагалось распространить только на крупные маркетплейсы и агрегаторы, выручка которых за последний год превысила бы 2 миллиарда рублей. Кроме того, предлагалось ввести новое условие контроля за сделками на цифровых рынках (если стоимость превышает 7 миллиардов рублей, такая сделка должна быть согласована с ФАС) и установить порядок проведения экспертизы в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

Однако, как отметила палата, рассматриваемая в Государственной думе версия законопроекта не позволит достичь поставленных целей, поскольку она не учитывает специфику и многообразие рынка электронной коммерции.

ТПП РФ предложила расширить антимонопольные меры для цифровых рынков

ТПП считает, что законопроект сужает круг регулирования субъектов цифровой экономики до транзакционных платформ — маркетплейсов, агрегаторов и т. д. Вместе с тем многообразие форматов в сфере электронной коммерции охватывает не только транзакционные площадки, но и нетранзакционные, которые также опосредованно участвуют в продаже товаров и услуг. Ряд нетранзакционных платформ обладает свойствами так называемых «гейткиперов» — экосистем, представляющих собой ключевые элементы инфраструктуры сети Интернет (точки входа для пользователей), — и в силу этого прямо влияют на состояние конкуренции на многочисленных рынках. Нетранзакционные платформы активно монетизируют огромную аудиторию, что позволяет им достичь доминирующего положения на рынке.

В этой связи палата предложила распространить антимонопольные требования не только на транзакционные платформы, но и на все цифровые платформы, обеспечивающие опосредованное или прямое взаимодействие различных групп пользователей, помимо самой платформы, включая агрегаторов товаров, работ, услуг, поисковые системы, сайты объявлений, рекламные системы, операционные системы, магазины приложений, социальные сети и др. Данные предложения нашли отражение в заключении профильного комитета Думы к первому чтению законопроекта.